Координировать боевые действия в Сирии становится все сложнее. Фото Reuters
Противоречия между Дамаском и коалицией во главе с США начинают обостряться по мере того, как сирийские правительственные войска с трех стратегических направлений продвигаются к Дейр эз-Зору. Этот город и расположенные вокруг него нефтяные поля являются главной целью боевых действий войск Башара Асада и военной группировки России, ведущих борьбу против отрядов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в юго-восточной части Сирии.
Вчера агентство Al Ain News сообщило, что в западной части провинции Дейр эз-Зор высадился военный десант международной коалиции, возглавляемой США. Официальной целью таких действий является якобы эвакуация мирных жителей, а также сбор информации. Однако скорее всего цели у американцев более масштабные. Ранее Демократические силы Сирии (SDF), состоящие в основном из курдских отрядов самообороны, объявили, что наступление на Дейр эз-Зор будет проводиться одновременно с военной операцией по освобождению Ракки. Таким образом, курды и поддерживающие их США намерены захватить территории, богатые месторождениями нефти и газа.
Отмечается, что силы SDF будут наступать с плацдармов в провинции Хасака. Их первоначальной целью будет взятие города Аль-Маядин, расположенного на правом берегу Евфрата. Данные планы, во-первых, противоречат негласным российско-американским договоренностям о том, что коалиция и отряды SDF будут действовать только на территории, расположенной восточнее Евфрата. Во-вторых, их реализация будет мешать наступлению правительственных сил, что неизбежно приведет к столкновениям с отрядами SDF, как это уже было, когда американцы хотели с помощью курдов создать позиции в районе аэродрома Табка и начать наступление вдоль правого берега Евфрата. Если вспомнить, в июне 2017 года в этом регионе американский истребитель-бомбардировщик F/A-18E Super Hornet сбил сирийский самолет Су-22, поскольку тот якобы бомбил позиции SDF.
После того инцидента Минобороны РФ заявило, что «в районах выполнения боевых задач в небе Сирии любые воздушные объекты международной коалиции, обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными и воздушными средствами противовоздушной обороны в качестве воздушных целей». Противоречия вроде бы были улажены. И уже два месяца Дамаск при поддержке российской авиации и Сил специальных операций (ССО) ведет успешное наступление в юго-восточном направлении, в том числе и вдоль западного берега реки Евфрат. А коалиция во главе с США, поддерживая курдов, аналогичным образом, только менее успешно, уничтожает ИГ на востоке от этой реки.
«Сумеют ли американцы и курды опередить наступление войск Асада и завладеть Дейр эз-Зором – это вопрос, на который ответить сложно», – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. По его мнению, вряд ли американцы пойдут на прямое противостояние с правительственными войсками и российским военным командованием в Сирии. «Но если они мобилизуют свои силы и, продолжая воевать в Ракке, неожиданно ударят по позициям ИГ из провинции Хасека, определенную часть провинции Дейр эз-Зор, в том числе и месторождения углеводородов, они смогут завоевать», – уверен эксперт.
Сложность ситуации для России и Сирии здесь заключается в том, что численность отрядов ИГ, против которых воюют армия Асада и коалиция во главе с США, составляет около 9 тыс. человек. В то же время численность других террористических группировок, расположенных в Центральной и Западной Сирии, против которых воюет только Дамаск, составляет около 25 тыс. человек. Как сообщил в минувшую пятницу начальник Главного разведуправления (ГРУ) Генштаба генерал-полковник Игорь Коробов, в основном эти боевики объединены в составе новой террористической группировки в Сирии под названием «Хейат Тахрир аш-Шам». При этом ключевую роль в ней играет «Джабхат ан-Нусра» (террористическая группировка, запрещена в РФ). По информации начальника ГРУ, под их знаменами «объединилось более 70 бандгрупп, в том числе из состава оппозиции, ранее относившей себя к умеренной». «Они ведут активные боевые действия против правительственных войск, а также против умеренной оппозиции в провинциях Алеппо, Дамаск, Идлиб и Хама», – заявил Коробов. Таким образом, войскам Башара Асада приходится бороться не только с ИГ, но и иными группировками, которые, конечно же, оттягивают силы и в известной степени мешают «генеральному наступлению» на позиции ИГ в Дейр эз-Зоре.
Между тем, как заявил командующий группировкой войск ВС РФ в Сирии генерал-полковник Сергей Суровикин, несмотря на имеющиеся проблемы, «правительственные войска Сирии при поддержке Воздушно-космических войск России (ВКС) и помощи российских военных советников делают все, чтобы на сирийской земле как можно скорее воцарился мир». То есть российская авиация наращивает удары по позициям ИГ и других террористических группировок. Также, ведя боевые действия с помощью российских военных советников и подразделений ССО, Дамаск расширяет территорию, освобожденную от боевиков. Суровикин назвал наступление на северо-востоке Сирии в направлении на Дейр эз-Зор достаточно успешным.
Вчера Минобороны РФ сообщило о новых успехах группировки войск, наступающей вдоль правого берега Евфрата на Дейр эз-Зор: «27 августа отряды сирийских войск во главе с генералом Хасаном Сухелом при массированной поддержке авиации ВКС России завершили разгром самой боеспособной и хорошо вооруженной группировки ИГ в долине реки Евфрат в районе города Ганем-Али. Уничтожены более 800 террористов, 13 танков, 39 пикапов с установленными на них крупнокалиберными пулеметами, 9 минометов и артиллерийских орудий».