Фото Gettyimages
Согласно опросам общественного мнения, за месяц до выборов в Бундестаг блок канцлера Ангелы Меркель, состоящий из Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС), ушел в значительный отрыв. Вторыми идут социал-демократы. Интрига в том, кто станет третьей политической силой в Германии.
Блоку Ангелы Меркель устойчиво предрекают примерно 39% голосов. И канцлер только дополняет электоральное любопытство деталями вроде того, что сажает на дачном участке картошку, надеется на хороший урожай, а когда толчет клубни для картофельного супа, старается, чтобы получалось с кусочками. Следом идут социал-демократы. При любом раскладе они будут иметь крупную фракцию.
Но остаются еще четыре партии – претенденты на проход в Бундестаг. Это Союз90/Зеленые и Левая партия (ЛП). Они бьются за продолжение парламентского присутствия. Хочет вернуться в Бундестаг Свободная демократическая партия (СвДП), которая в 2013 году не набрала на выборах даже минимальных 5%. Замыкает четверку «Альтернатива для Германии» (АдГ), представленная пока только в ландтагах федеральных земель. Общего между ними крайне мало. Но так получается, что сейчас основная интрига избирательной кампании закручивается именно вокруг этой четверки.
Сегодня они находятся в рейтинговой таблице почти на одном уровне: от 7% у зеленых до 10% у АдГ. Левые и либералы посредине. Больших колебаний у четверки не наблюдается. Только иногда выходит вперед ЛП, соревнуясь с АдГ. Иными словами, в группе «малых» тоже идет схватка за первенство, которое в данном случае будет третьим местом в Бундестаге.
Очень нервничает верхушка зеленых: как бы не провалиться. В партии раскол. Одни хотели бы ориентироваться на социал-демократов. Другие ставят на консервативный блок ХДС/ХСС и готовы даже на участие в тройственной коалиции с партией Меркель и либералами. Однако шансы на это будут выше, если избиратели выведут зеленых на третью позицию в Бундестаге. Ради этого сопредседатель партии Катрин Гёринг-Эккардт затевает нечто вроде расследования «русского следа», требуя, чтобы министр иностранных дел Зигмар Габриэль отчитался об ужине в июне у Владимира Путина, на котором присутствовал и экс-канцлер Герхард Шредер.
Либералы обращают внимание электората на инициативы в миграционном вопросе. Их лидер Кристиан Линднер предложил принять правовую концепцию, которая позволяла бы регулировать прием беженцев из конфликтных регионов, отбирать квалифицированных мигрантов, а при перегрузке возможностей закрывать границы.
В ходе кампании приходится высказываться и по международным делам. Позиция зеленых при этом не гнушается русофобией. Остальные порой дают понять, что учитывают настроения той части избирателей, которая хотела бы нормализации российско-германских отношений. Левые, либералы и альтернативщики не согласны с политикой антироссийских санкций.
За реализм в подходах к России выступает АдГ. Один из ее ведущих политиков, Александр Гауланд, возглавляющий вместе с экономистом Алисой Вайдель избирательную кампанию партии, заявил на днях: «Признать Крым частью России правильно. Это понял Линднер. Крым никогда не вернется к Украине. Санкции ни к чему. Россия – это держава в Европе, и мы должны привлечь ее к обеспечению европейского порядка». Уже из-за такой позиции АдГ слывет изгоем, ее называют в прессе не иначе как праворадикальной. СДПГ, СвДП, ЛП не приемлют ее, поскольку она отнимает у них избирателей. Но прежде всего АдГ оппонирует политике Меркель, блок которой предпринимает все, чтобы не допустить альтернативной фракции.
В этой связи с подачи спецслужб политические круги и СМИ активно сеют подозрения в том, что АдГ «представляет интересы России в Германии». Однако, как сказал агентству dpa Гауланд, политика его партии в отношении России «не имеет ничего общего с утверждениями, что мы – за Путина и его авторитарный режим».