На фото встреча министра обороны США Джеймса Мэттиса и президента Иракского Курдистана Масуда Барзани. Фото Gettyimages
Очевидные победы режима Башара Асада, которые достигнуты при поддержке России, рождают на Ближнем Востоке новые геополитические и военные противоречия. Сегодня прилетевший в Сочи премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху намерен в очередной раз потребовать от Владимира Путина учета интересов Тель-Авива при разрешении сирийской проблемы. Как утверждают израильские СМИ, «Нетаньяху намерен предупредить Путина о том, что иранское присутствие в Сирии и Ливане может привести регион к войне».
С аналогичными тезисами сейчас выступают и США. Вашингтон вводит новые санкции против Ирана.
При этом американцев интересует не только Иран, но и обстановка в регионе, где по многим позициям (не только военным, а и дипломатическим, экономическим, гуманитарным и т.п.) начинают преобладать успехи России и ее союзников. Оси Москва–Иран–Дамаск Вашингтон намерен противопоставить собственные интересы, реализовывать их, по всей видимости, будут курды.
22 августа в Иордании и Ираке побывал министр обороны США Джеймс Мэттис. Сегодня он намерен посетить Турцию. Официально цель визитов – «обсуждение вопросов урегулирования сирийского конфликта и борьбы с группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ). Однако на самом деле главу Пентагона здесь интересует не только заявленное. В Иордании Джеймс Мэттис в контексте ситуации в Сирии наверняка обсуждал созданную совместно с РФ близ ее границы так называемую южную зону деэскалации, которую контролируют не только представители США и российские миротворцы, но и шиитское ополчение. В Вашингтоне и Тель-Авиве недовольны, что у границ Иордании и Израиля сосредоточились отряды Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и ливанской «Хезболлы». Эти вопросы, как известно, обсуждала 17 августа в США израильская делегация представителей силовых структур, возглавляемая директором службы внешней разведки МОССАД Йоси Коэном. Правда, после этого визита американцы не взяли на себя обязательство остановить деятельность Ирана в регионе. Между тем визит Мэттиса на Ближний Восток, как и Нетаньяху – в Россию, видимо, ставит обозначенные задачи.
С большой долей уверенности можно говорить о том, что Мэттис в ходе визита в Багдад и Анкару постарается накануне референдума о независимости Иракского Курдистана (он пройдет 25 августа) сгладить острые углы и не дать Ирану и Турции начать против курдов открытую войну. Ранее на реализацию подобного сценария прозрачно намекал турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, заявивший, что Анкара и Тегеран рассматривают план проведения совместной военной операции против курдских вооруженных формирований.
А какие в сложившейся ситуации цели у России? Из выступления начальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковника Сергея Рудского перед журналистами, которое состоялось в минувший понедельник, ясно, что пока Москва не видит альтернативы Башару Асаду, против режима которого за редким исключением (РФ, Ирана, Ирака, Катара и т.п.) выступают практически все ведущие страны региона. Более того, российское военное ведомство выступает своеобразным гарантом политической реабилитации Асада и налаживания мирной жизни в Сирии. Причем к этому процессу Москва подключает все заинтересованные стороны, в том числе те, которые не приемлют нынешний режим в Дамаске (Турцию и США).
В обращении к жителям страны по сирийскому телевидению замкомандующего группировкой войск ВС РФ в стране генерал-лейтенант Сергей Кураленко от имени Российского центра примирения враждующих сторон предложил создать в населенных пунктах зон деэскалации местные комитеты примирения. В эти структуры могли бы войти представители правительства и вооруженной оппозиции. Предложение Минобороны РФ поддержал не только Дамаск, но и участники Астанинского процесса (Турция и Иран), а также, видимо, США, которые ранее поддержали миротворческие инициативы российского военного ведомства.
В то же время по большому счету США и РФ в Сирии по-прежнему действуют как антагонисты. При организации военными ведомствами обеих стран боевых действий против ИГ не просматривается практически никакого взаимодействия.
Между тем генерал Рудской заявил о кардинальном переломе хода боевых действий Москвы и Дамаска против террористов. По данным начальника ГОУ Генштаба ВС РФ, войска Асада наступают на позиции ИГ «с темпом 30–40 и более километров в сутки». Как считают в российском военном ведомстве, «сирийские правительственные войска при поддержке российских ВКС стремительно развивают наступление на Дейр-эз-Зор с трех направлений. Плацдарм вокруг этого города – последний оплот террористов на сирийской земле». Американцам, увязшим вместе с курдами в боях за Ракку (негласную столицу ИГ), в этом наступлении места не нашлось.
Помимо борьбы с террористами у России на Ближнем Востоке явно обозначились и экономические интересы, которые тоже могут породить конфликты. В то время как генерал Рудской проводил брифинг, СМИ начали публиковать новые данные о российской частной военной компании (ЧВК) «Вагнер», которая также якобы принимала участие в боевых действиях на стороне Дамаска. Минобороны РФ не раз опровергало подобную информацию. Однако есть нюансы.
СМИ утверждают, что подразделения «Вагнера» в Сирии вместе с шиитской «Хезболлой» и другими структурами (возможно, КСИР) сейчас привлечены к охране и обороне нефтяных и газовых полей. Говорится о том, что якобы «Вагнера» наняла российская компания, что она подписала с правительством Асада соглашение о том, что будет «освобождать и защищать нефтяные поля и заводы за возмещение расходов на боевые действия плюс четвертая часть от добытых нефти и газа».
Официального опровержения этой информации не было. Но то, что вместе с российской ЧВК действует «Хезболла» и другие проиранские группировки, свидетельствует о том, что экономические интересы в Сирии имеются не только у России. На днях Второй канал израильского телевидения сообщил, что на северо-западе Сирии иранцы строят завод по производству баллистических ракет малой дальности, который входит в зону ответственности российских ПВО и который РФ якобы охраняет. В подтверждение были показаны спутниковые фотографии. В Тель-Авиве не раз утверждали, что не потерпят усиления позиции Ирана вблизи своих границ. А это значит, есть вероятность, что обещанная война Израиля против проиранских структур и объектов в Сирии, которые тесно взаимодействуют с российскими структурами, коснется и интересов Москвы. Но время для координации усилий, направленных на избежание подобного поворота событий, еще есть. Очевидно, приезд Нетаньяху в Россию призван помочь разрешению этой проблемы.