Экс-канцлер считает, что его вовлекают в предвыборную борьбу. Фото Reuters
Выборы называют в Германии пятым временем года, настолько необычными бывают атмосфера и приемы в избирательной кампании. Канцлеру Ангеле Меркель рейтинга вроде бы более чем достаточно по сравнению с показателями лидера СДПГ Мартина Шульца. Но ее окружение и обслуживающие СМИ все равно готовы навести на соперника в борьбе за канцлерство любую тень, пусть не имеющую ни малейшего отношения к выборам. Речь о «российской тени» в связи выдвижением экс-канцлера Герхарда Шредера в совет директоров «Роснефти».
«Рссийская тень» вчера густо покрыла немецкие печатные и электронные СМИ. А наращивали ее уже с 11 августа, как только стало известно, что правительство РФ утвердило кандидатов для избрания в совет директоров «Роснефти». Их семеро, включая министра энергетики Александра Новака. Но шпрингеровская Bild, а за ней и политические круги Берлина обратили в этом списке особое внимание только на Герхарда Шредера. Комментарии и домыслы по этому поводу преподносят ведущие издания, не говоря уже о телеканалах. Причем все критически, с подозрениями, ожиданиями некоего подвоха с российской стороны.
В таком, собственно, духе и воспринимается в Берлине известие о возможном избрании Шредера. Свершится это или нет, станет ясно 29 сентября. Тема только тогда и станет актуальной, а сейчас реально ее нет, если не считать желания некоторых партийно-политических структур поиграть на завуалированной русофобии.
Впрочем, столь опытнейший политик, как Шредер, знающий все углы и закоулки пропаганды оппонентов, без труда вывел их на чистую воду. «У меня складывается впечатление, что это имеет отношение не столько к моей деятельности, сколько к избирательной кампании. Очевидно, хотят помочь фрау Меркель», – поделился вчера наблюдением экс-канцлер в интервью медиагруппе Redaktionsnetzwerk Deutschland.
По существу, ведь тема Шредер–«Роснефть» касается только сферы бизнеса. Предложение бывшему канцлеру ФРГ говорит о его неизменном авторитете в делах экономики. Ее благополучие в Германии немало зиждется на шредеровской реформе «Агенда 2010». А причастность к успешной прокладке и эксплуатации газовой магистрали «Северный поток» подтверждает его авторитет в крупных проектах. Многие немцы высоко ценят последовательность экс-канцлера, выступающего за партнерство между Германией и Россией.
Однако именно за это его уже многие годы регулярно клянут шпрингеровская пресса и небезызвестные влиятельные политфигуры. Сейчас, похоже, предпринимается еще один такой заход. На представителей правительства буквально насели на пресс-конференции, чтобы они высказались о деловом предложении Шредеру. Представитель канцлера Штеффен Зайберт отказался отвечать на вопрос о реакции главы кабинета: «Как представитель правительства я не могу комментировать профессиональные дела экс-канцлера». А представитель дипведомства не стал комментировать еэсовские санкции в отношении российского нефтяного гиганта. По-видимому, официальные инстанции решили не вдаваться в частные темы, не имеющие общего с межгосударственными делами.
А вот по партийно-политической линии кое-что похоже на сигнал «фас». К примеру, телеканал ARD договорился вчера до объявления экс-канцлера «платным слугой политики Путина». Но главное давление оказывается на соперничающих с блоком Меркель социал-демократов. Deutsche Welle распространяет версию, согласно которой социал-демократы были «обескуражены и даже шокированы» известием о возможном назначении Шредера топ-менеджером в российском концерне. Генсек СДПГ Хубертус Хайль оправдывается, что это личное дело Шредера. А Шульц написал в связи с возможным сотрудничеством Шредера с «Роснефтью» в Facebook: «Я бы так не поступил».
Tagesspiegel пишет об опасениях Шульца, полагающего, что номинация Шредера может создать трудности избирательной кампании партии. Рассказывают, что Шульц звонил Шредеру и критиковал его планы как не очень полезные. А во вторник Шульц назвал решение Шредера частным делом, «не имеющим общего с политикой СДПГ». Но Deutsche Welle продолжает настаивать, что все это усложнило ситуацию для СДПГ в преддверии выборов в Бундестаг.