Кристиан Линднер – главный кандидат либералов на выборах в Бундестаг. Фото Reuters
Накануне финального рывка избирательной кампании Берлин эту неделю еще должен был пребывать в относительном каникулярном спокойствии. Президента нет, канцлера нет, правительство действует в полсилы. Неожиданную сумятицу в истеблишмент привнес Кристиан Линднер – председатель Свободной демократической партии (СвДП) и главный кандидат либералов на сентябрьских выборах в Бундестаг.
Все дело в том, что лидер либералов взял на себя смелость обрисовать в интервью медиагруппе Funke свой взгляд на Крым и порекомендовал в этой связи внести коррективы в политику ФРГ на российском направлении. «Выскажу табу: боюсь, что Крым пока следует рассматривать как временное решение на неопределенный срок», – убежден политик.
Пресса не замедлила обрушить на инициативу и ее автора шквал критики. Есть основание предположить, что не без подсказки. Потому что в понедельник днем появилось заявление федерального правительства, в котором говорится, что оно не согласно с предложением Линднера признать «аннексированный Россией Крым временным решением на неопределенное время».
Заявление озвучила заместитель представителя правительства Ульрике Деммер. В нем говорится, что в этом вопросе позиция федерального правительства, как и ЕС в целом, остается определенной, поскольку присоединение Россией украинского Крыма расценивается как попрание международного права и европейского мирного порядка. Стандарт соблюден. Но, как заключила Деммер, высказывания Линднера говорят «сами за себя», и федеральное правительство приняло их к сведению.
Проблема все настойчивее стучит в дверь как немецкой, так и еэсовской политики. Кстати, для уточнения своей мысли Линднер использовал неоднозначное слово «einkapseln», что может также означать в переводе изолировать, поместить в капсулу, отгородить и т.д. Но смысл, вложенный в него, ясен: тему «аннексированного Россией полуострова» пора «отмежевать» от остальных, чтобы достичь прогресса на других направлениях. Ведь «безопасность и благополучие в Европе зависят в том числе от отношений с Москвой».
Понятно, что Линднер не обходит вопроса о санкциях. Нет спора, что они ущербны для России, но одновременно и все более болезненная заноза для немецких предпринимателей. Едва ли не ежедневно от их имени звучат признания, что «немецкая экономика тяготится санкциями против России и уже давно добивается их смягчения». Очень многим в Германии очевидно, что политика санкций стала нетерпимым препятствием не только для взаимодействия с Москвой, но и для поисков выхода из европейских тупиков.
Председатель СвДП – партии, близкой кругам малого и среднего немецкого предпринимательства, наверное, это учитывал. Он не призывает к изменению «Минска-2», положения которого должны реализовываться. Вместе с тем он не считает, что в вопросе о санкциях отмена или смягчение возможны только при выполнении всех пунктов Минских договоренностей по востоку Украины. «Необходимо оценивать по достоинству и промежуточные шаги в нужном направлении», – говорится в интервью Линднера.
Примечательно его пояснение: что касается Крыма, то «в действительности я выразил то, о чем многие думают и что уже давно негласно стало реальной политикой». Это не меняет оценки «аннексии Крыма» в предвыборной программе либералов. Но не должно мешать «учиться у истории, как такие конфликты замораживались и потом решались шаг за шагом».
Линднер – представитель новой немецкой политэлиты. Но он достаточно опытен, чтобы предвидеть, какой резонанс произведут его высказывания. «Следовало бы ему помолчать, – гневается Spiegel. – Шеф СвДП Линднер хочет признать статус-кво в Крыму и ратует за предложения российскому президенту Путину. Неосторожный сигнал». А сопредседатель партии Союз-90/Зеленые Джем Оздемир, который очень хочет в министры и по поводу и без повода лезет из кожи вон, доказывая свой проатлантизм, уже обвиняет лидера либералов в намерении «создать новую коалицию друзей диктаторов».
Мюнхенская Sueddeutschen Zeitung полагает, что предвыборная кампания Линднера «помогает Путину». А берлинская Tagesspiegel называет мнение Линднера по Крыму «популистскими заблуждениями». Правительственная же Deutsche Wellt вещает, что «после обрушившейся на него критики лидер СвДП смягчил свое заявление о новом сближении с Россией». Отклики любопытны и тем, что рисуют, как непросто в Берлине высказывать независимое политическое мнение.
Сейчас Линднер занят в первую очередь избирательной кампанией своей партии по выборам 24 сентября в Бундестаг. В случае успеха либералы вернутся в него после проигрыша в 2013-м. А быть может, снова образуют с блоком канцлера Ангелы Меркель черно-желтую коалицию, в которой Линднер вполне может стать вице-канцлером и министром иностранных дел. Как генсек партии он был близок к ее былому лидеру Гидо Вестервелле, который в качестве главы внешнеполитического ведомства привнес в немецкую внешнюю политику «культуру сдержанности», частично свернутую в последние годы.
СвДП как партия традиционно проявляла интерес к партнерским связям с Россией. Ее нынешний лидер вспоминает о политике «изменений через сближение», начатой канцлером Вилли Брандтом вместе с тогдашними политиками СвДП и продолженной Гельмутом Колем. Линднер считает, что она «необходима нам и сегодня».
Оценивая предвыборную ситуацию за остающиеся недели до голосования 24 сентября, лидер либералов выразил мнение, что «гонка за первое место уже состоялась, Ангела Меркель останется федеральным канцлером». В интервью Bild am Sonntag он также полагает, что кандидату социал-демократов Мартину Шульцу уже не сократить 15-процентное рейтинговое отставание своей партии от показателей консервативного блока Меркель.