Последний Tornado приземлился на авиабазе в Бюхеле. Фото с сайта www.luftwaffe.de
Завершена скандальная эпопея, связанная с пребыванием немецкой эскадрильи самолетов-разведчиков Tornado на турецкой авиабазе Инджирлик. Последняя пятерка этих машин приземлилась на месте своей обычной прописки в Бюхеле, что в федеральной земле Рейнланд-Пфальц. Встречали ли ее с оркестром – поскольку она входила все-таки в антитеррористическую коалицию под эгидой США, – не сообщается.
Все последнее время основное внимание привлекали не столько боевые действия ФРГ на Ближнем Востоке, сколько турецко-немецкие распри вокруг подразделения люфтваффе в Инджирлике. Финал известен: федеральное правительство сочло вынужденным оставить турецкое пристанище Tornado. В дальнейшем, к середине октября, группу перебазируют в Иорданию. Принципиальные договоренности Берлина с Амманом об этом есть.
Но иорданская база Асрак существенно меньше и теснее турецкой. Там уже есть самолеты Бельгии, Нидерландов и США. Так что для принятия немцев потребуется некоторое переоборудование. Кроме того, необходимо заключить два соглашения. Одно касается технической стороны размещения Tornado. Другое должно регулировать правовой статус военнослужащих Бундесвера в Иордании. А пока экипажи Tornado могут передохнуть дома в Бюхеле.
Вынужденное переселение разведывательной авиачасти Бундесвера является прямым следствием кризиса немецко-турецких отношений. Но оно имеет и некоторую специфику, связанную с амбициями политических и парламентских кругов Берлина. Они стали настаивать на своем праве посещать в Турции места по собственному усмотрению.
Сначала, еще более года тому назад, немецкая сторона стала требовать допуска делегации Бундестага в Инджирлик. А в последнее время и на базу НАТО в турецкой Конья, где располагаются самолеты электронной разведки АВАКС. Причем речь шла всего о 200 бундесверовцах в Инджирлике. Что же касается натовских экипажей АВАКС, то немецкая доля в них тоже невелика – около 20%.
Но сколько в итоге было сломано копий... И в ситуации, когда никто и ничто не мешало Tornado и далее летать в составе антитеррористической коалиции из Турции. Ведь Анкара на дверь не указывала. Это в Берлине взыграли эмоции. Охладить их рекомендовало даже руководство НАТО.
С перебазированием Tornado в Иорданию Инджирлик, вероятно, постепенно забудется. Но кризис в отношениях ФРГ с Турцией не теряет актуальности и остроты. Анкара подозревает некоторых представителей турецкой общины в Германии в близости к проживающему в США проповеднику Фетхуллаху Гюлену, которого считает инициатором прошлогоднего путча. Она требует от ФРГ выдачи попросивших убежища турецких офицеров. Дело дошло до того, что Турция сначала передала Берлину, но затем, спохватившись, отозвала список немецких фирм, которые будто бы содействуют терроризму. В свою очередь, ФРГ обвиняет турецкий режим в преследованиях правозащитников и журналистов, а также в арестах немецких граждан.
Вместе с тем в Анкаре заявляют, что ценят двусторонние торговые отношения и не намерены создавать им трудности. Германия – самый крупный торговый партнер Турции. В прошлом году она продала Турции товаров на 22 млрд евро, а купила там – на 14 млрд. А Берлин делает все, чтобы сохранялось действие миграционного соглашения ЕС–Турция, сдерживающего поток беженцев с ближневосточного направления. В сентябре состоятся выборы в Бундестаг, и в программе партии канцлера Ангелы Меркель специально подчеркнуто, что 2015 год, когда в страну хлынули мигранты, «не должен повториться».