Дональд Трамп намерен наказать китайское руководство экономическими санкциями. Фото Reuters
Ведущие советники президента США Дональда Трампа потихоньку разрабатывают экономические меры, чтобы наказать Китай. Рассматриваются торговые ограничения и другие шаги. На их разработку повлияло испытание северокорейской ракеты. Вашингтон считает, что КНР мало делает, чтобы помешать Пхеньяну создать ядерное оружие, которое может достать США. Поэтому обсуждается повышение тарифов на импорт китайской стали, введение квот или другие рестрикции. Решение главы администрации на этот счет ожидается на этой неделе.
Как отмечает издание Politico, ссылаясь на чиновников Белого дома, Трамп чувствует, что китайские власти не собираются помогать ему по северокорейскому вопросу. Это ощущение, а также его раздражение по поводу испытания ракеты делают более вероятным вариант, при котором Вашингтон перейдет к действиям.
Некоторые сторонники жесткой линии среди помощников президента, такие как политический советник Стивен Миллер, главный разработчик стратегии Стивен Бэннон и торговый советник Питер Наварро, давно побуждают президента проводить по отношению к Китаю более жесткую линию.
Советники Трампа обсуждали торговые проблемы в течение месяцев. Президент взвешивал возможность установления на импорт стали тарифов, квот или сочетания того и другого. Но в дискуссиях речь шла не только о рестрикциях в торговле. В недавнем интервью Wall Street Journal Трамп дал понять, что решение по стали не носит неизбежного характера: Министерство коммерции еще не закончило своего расследования. Как ожидается, оно сошлется на интересы национальной безопасности для оправдания ограничений на импорт стали.
«НГ» в номере за 31.07.17 рассказывала о том, как Трамп обрушился на Китай в своем тексте в Twitter в конце прошлой недели. Он написал, что с позволения глупых прошлых американских лидеров китайцы заработали по 100 млрд долл. в год. Тем не менее они ничего не сделали для Америки по Северной Корее. Только вели разговоры. Президент пообещал положить этому конец.
Постоянный представитель США при ООН Никки Хейли, очевидно, приняла этот пассаж как руководство к действию. Время разговоров кончилось. Китай должен решить, обяжет ли он Северную Корею выполнить резолюции ООН. Из заявления Хейли следует, что Вашингтон больше не будет настаивать на том, чтобы Совет Безопасности ООН принимал резолюции по Северной Корее. Ведь они не имеют никакого эффекта: Северная Корея нарушает их и не несет никаких наказаний.
Раз Вашингтон махнул рукой на ООН, а начинать военную операцию, которая может привести к гибели сотен тысяч людей, тоже не готов, то какое средство остается у него в руках? По сведениям Би-би-си, раньше велись разговоры о том, чтобы обезглавить руководство КНДР, то есть устранить Ким Чен Ына.
Джон Нилсон Райт, старший научный сотрудник мозгового треста Chatham House в Лондоне, говорит, что даже если такая операция удастся, то неизвестно, кто придет на смену Киму. Элита в КНДР имеет корыстный интерес в том, чтобы правительство Кима выжило. А политической оппозиции не существует.
Значит, остается надеяться на то, что сработает экономический нажим. И здесь ключевая роль отводится Китаю. Он в состоянии причинить КНДР настоящую боль. По словам экспертов на Западе, в Японии, Южной Корее, нужно нанести удары по посредникам, которые вдыхают жизнь в северокорейскую экономику. Имеются в виду китайские банки, а также компании, поставляющие Пхеньяну нефть.
По сообщению Reuters, в конце июня китайский нефтяной гигант временно прекратил продажи Пхеньяну. Правда, китайцы толковали о коммерческих, а не политических основаниях для такого шага. Тем временем США наложили санкции на китайский банк, который обвинялся в отмывании денег КНДР.
Но ведь Китай, как говорит Райт, в принципе не желает делать что-либо ведущее к дестабилизации режима в Пхеньяне. В результате на границе Китая мог бы начаться хаос.
Позиция КНР Вашингтону отлично известна. И все же он склоняется к тому, чтобы заставить Китай изменить свою политику с помощью санкций. Что же случится, если они все же будут введены? Отвечая «НГ» на этот вопрос, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский отметил, что такой шаг Китай не оставит без ответа. Это слишком большая страна, чтобы на нее сильно повлияли санкции, отмечает эксперт. Объем китайско-американской торговли за прошлый год – примерно 515 млрд долл. Если представить, что США введут санкции, то Китай сократит торговлю с Америкой, считает аналитик.
Большая часть потребительских товаров, которые продаются на американской территории, – это продукция из Китая, напоминает Островский. Высокий курс доллара по отношению к юаню способствует тому, что она дешевле, чем другая иностранная продукция. Если товары будут поставляться, допустим, из Европы, американцам придется платить за них больше.
Одним словом, от сокращения торговли проиграет американский потребительский рынок. В то же время есть вероятность, что Китай заблокирует некоторые американские фирмы на своей территории, прогнозирует эксперт.