0
7262
Газета В мире Интернет-версия

30.07.2017 09:34:00

Войны до конца года точно не будет

Тэги: сша, путин, санкции, антисанкции, лукойл, германия, газпром, роснефть


сша, путин, санкции, антисанкции, лукойл, германия, газпром, роснефть "Северный поток 2" - одна из целей американских санкций. Фото с сайта www.nord-stream2.com

Тот факт, что антироссийские санкции приобретают конкретные очертания, беспокоит широкие круги общественности, причем не только в России. Поэтому вопрос ответных действий Кремля остается основной темой сегодня на всех уровнях. Был он задан и президенту Владимиру Путину на итоговой пресс-конференции по итогам визита российского главы государства в Финляндию. Как и следовало ожидать, Путин ушел от ответа, сославшись на то, что окончательный текст законопроекта пока ему не известен.

Действительно, доклад, касающийся санкций, в открытом доступе должен быть опубликован частично, а в полном будет носить гриф секретно. Пока мы можем ссылаться лишь на утечки - в той или иной форме. Впрочем, буквально на следующий день российский ответ был опубликован и, хотя он увязывается с нынешними санкциями, фактически это ответ на ограничения деятельности российских дипломатов в США, введенных еще президентом Обамой. Понятно, что Москве не хотелось добавлять проблем новому президенту США, но в условиях его очевидной беспомощности перед сплоченными на антироссийских позициях конгрессменами и сенаторами, другого выхода у Кремля очевидно не было.

Более свободно на эту тему рассуждали в прошедший четверг на круглом столе по теме «Новые санкции США против России: какими будут последствия?», состоявшемся в пресс-центре МИА «Россия сегодня». Среди участников дискуссии были: Андрей Сидоров, заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Николай Платошкин, заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, Вячеслав Кулагин ,заведующий отделом энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН, Андрей Корнеев, руководитель Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН, Алексей Громов, директор по энергетическому направлению, руководитель Энергетического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов».

Участники круглого стола считают, что у России имеются возможности для достаточно болезненного ответа американцам, которые бьют нас, по образному выражению Николая Платошкина, по «больным местам. Ведь санкции США, впервые, кстати, принятые без особых консультаций, а тем более детального согласования с союзниками по НАТО, нацелены на то, чтобы максимально усложнить России реализацию тех мер, которые она считает необходимыми для укрепления своего суверенитета. Но, наверное, не стоит рассматривать варианты контрсанкций , которые также нанесут ущерб и российской экономике. В их числе участники круглого стола предлагали и отказ от сотрудничества в космосе, включая поставки российских ракетных двигателей или прекращение продаж нашего титана американским авиакомпаниям. Такие меры выйдут, понятно, себе дороже, потому что ударят по российским производителям.

Более реалистичным показалось предложение забрать российские средства, вложенные в американские ценные бумаги. Как известно, львиную долю международных резервов Россия хранит в долларах на счетах либо в виде американских долговых бумаг. Причем Россия в данном случае занимает только 14-е место (на первом месте – Япония, на втором – Китай). Это связано с тем, что размещение резервов в американских активах является обычной практикой для большинства государств, поскольку предполагается нулевой риск дефолта по долговым обязательствам США . Однако, считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, даже частичная распродажа долларовых активов столь крупным держателем как Россия может существенно подорвать стабильность темпов восстановления американской экономики». Впрочем, это палка о двух концах, если вспомнить о заморозке всех иранских активов в США после исламской революции с отключением Ирана от системы SWIFT. Другими словами, американцам будет чем ответить. Тем более, что и в США и даже в Европе (лидеры немецких «зеленых») имеются желающие отключить Москву от SWIFT за какие-либо прегрешения. Так что в плане ответа на американские санкции российской стороной был выбран наиболее реальный вариант.

Другой вопрос, действия против так называемых информантов с российской стороны. Ведь, как отмечалаНГ, «различного рода разоблачения, которыми давно занимается оппозиция в отношении представителей власти, теперь, похоже, могут повлечь за собой включение их фигурантов в санкционные списки США. Ведь перечень оснований для введения тех или иных ограничений в антироссийском законопроекте заложен крайне широкий, а направлены они могут быть не только против представителей правящей элиты страны, но и любых связанных с ними людей или компаний». Теперь, американские санкции открывают широкий простор для судебных исков как организаций, так и частных лиц против представителей российской оппозиции. Можно предположить, что власть как раз этим и воспользуется.

Что реально потеряет Россия в результате санкций

С точки зрения экспертов, опрошенных британской информационной службой Би-би-си, сам пакет представляет собой большой объем документов, который объединяет и дополняет уже действующие санкции.

Журналисты Би-би-си опросили директора программы "Экономическая политика" Московского Центра Карнеги Андрея Мовчана и главного экономиста банка "Уралсиб" Алексея Девятова о главных нововведениях нового пакета санкций. По их мнению, новый документ расширяет ограничения на поставку товаров, услуг и технологий, которые нужны для реализации новых проектов по разработке глубоководных месторождений нефти, а также месторождений в Арктике и добыче из сланцев. Раньше такие ограничения касались проектов пяти российских компаний, которые считаются лидерами нефтяной отрасли, - это "Роснефть", "Газпром", "Газпром нефть", "Лукойл" и "Сургутнефтегаз". Для этих компаний ограничено сотрудничество с иностранными партнерами, а также возможности по покупке западного оборудования и технологий.

Однако крупные инвестиции в добычу нефти и разработку новых месторождений многие компании сделали еще до принятия санкций, что позволило им наращивать добычу в последние годы, несмотря на введение странами Запада ограничений и падение цен. Новые ограничения могут коснуться совместных проектов: американские компании рискуют потерять возможность участвовать в проектах, где доля российские компаний превышает 33%. Они не смогут продавать оборудование и технологии для таких проектов или участвовать в них. Однако таких проектов почти нет, говорит Мовчан: сланцевую и глубоководную нефть российские компании почти не добывают.

Есть известные разработки на шельфе, где участвуют российские компании в партнерстве с иностранцами. Например, "Лукойл" участвует в разработке шельфового газоконденсатного месторождения Шах-Дениз в Азербайджане, но владеет всего 10% акций, что меньше установленной проектом нормы.Эта мера направлена против проектов, которые "имеют потенциал по добыче нефти", объясняется в законопроекте. "Очень многие места звучат грозно, но на практике они неприменимы", - говорит о них Мовчан. Документ также предусматривает ограничения на поставку технологий и услуг, необходимых для строительства трубопроводов. Ограничения распространяются на ситуацию, когда отдельный товар стоит 1 млн долларов или больше или за последние 12 месяцев товаров было поставлено на 5 млн долларов и больше.

Таким образом американские конгрессмены хотят ограничить возможности России по созданию инфраструктуры для экспорта энергоресурсов, говорится в законопроекте.

Эти предложения, по мнению Мовчана, ставят под угрозу реализацию "Турецкого потока" и других проектов. Санкции могут угрожать таким проектам, как "Северный поток" и "Сахалин-2", писала британская Financial Times, ссылаясь на данные Еврокомиссии. В долгосрочной перспективе это может отразиться негативно на российских проектах, считает Девятов. "Некоторые проекты, которые могли бы быть реализованы, либо совсем не будут реализованы, либо будут реализованы с существенной задержкой", - полагает он.

Однако в документе также сказано, что для введения ограничений на эти проекты должны быть согласованы с "местными экономическими партнерами". "Эти согласования, я думаю, будет очень тяжело получить, потому что европейцы заинтересованы в этих проектах", - полагает Мовчан. На этот же момент обратили внимание и участники круглого стола в «России сегодня».

Еще один комплекс ограничений касается приватизации госкомпаний. Президент США может ввести санкции против американских компаний или граждан в случае, если они инвестируют более 10 млн долларов в активы в рамках приватизации госсобственности в России и если от этого выигрывают какие-то российские чиновники или члены их семей. Это же касается суммарных инвестиций в 10 млн долларов за период в 12 месяцев.

Не совсем понятно, как будет работать механизм, который определит, выиграли ли от приватизации чиновники, отмечает Девятов. "Здесь, наверное, имеется в виду условие, если цены продаваемых активов заметно отличаются от рыночных и справедливых", - поясняет он. Именно в таких ситуациях обычно есть подозрения на то, что кто-то на этом зарабатывает, продолжает экономист. Процесс приватизации в России идет неактивно, а шансов на новую большую программу приватизации в стране немного, согласен Мовчан. Американские банки не смогут выдать организации или человеку из санкционного списка более 10 млн долларов за 12 месяцев. США, согласно законопроекту, могут ограничить финансирование российских проектов международными фондами, если от такой помощи, по мнению властей, выиграют компании или люди из санкционного списка.

Документ также предполагает и другие финансовые ограничения в США для физических лиц и компаний из санкционного списка: им может быть отказано в банковских операциях, операциях с недвижимостью, на рынке ценных бумаг и другие. По словам Мовчана, российские компании и экономика в целом несильно зависят от финансирования со стороны американских банков или международных организаций. Эксперт отмечает, что для компаний доступно финансирование из других стран, например, некоторые компании все еще могут занимать у европейских банков даже в долларах.

При этом экономисты и ранее говорили, что за время санкций российские компании серьезно сократили свою внешнюю задолженность, им нужно меньше денег на погашение кредитов. По данным ЦБ, российские компании сейчас должны иностранцам около 351 млрд долларов. В основном это банковские кредиты, а также обязательства перед различными инвесторами.

В законопроекте также содержится рекомендация казначейству США обсудить с госдепартаментом и представителями разведки возможность введения ограничений на покупку российского госдолга. По данным ЦБ, внешний госдолг России на 1 июля этого года составил 47,2 млрд долларов. В основном это ценные бумаги в иностранной и российской валюте, которые торгуются на рынке.

"Если иностранцам запретят держать наши суверенные облигации, это может быть неприятно", - признает Девятов. Это может усилить отток капитала, замедлить рост экономики на 0,7-0,8 п.п. и привести к ослаблению рубля, прогнозирует экономист. Это также может негативно сказаться на бюджете России, предполагает он.

Влияние на бюджет будет, скорее всего, умеренным, продолжает экономист. Российский бюджет дефицитен и, по прогнозу российского Минфина, останется таким в ближайшие годы. Однако для финансирования дефицита власти не планируют прибегать к внешним заимствованиям - вплоть до 2020 года основными источниками финансирования дефицита, по прогнозу Минфина, будут заимствования на внутреннем рынке, а также средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Девятов поясняет, что проблемы отдельных физических лиц, даже очень богатых, вряд ли могут создать проблемы для экономики России в целом.

В документе прописана возможность широким образом применять санкции, в нем "очень много прав и в общем никаких обязанностей", очень много сдержек и противовесов, резюмирует Мовчан.

Интересна в этой связи реакция рынков. Как отмечает агентство Bloomberg, российские акции показали самое резкое падение за шесть недель, а рубль растерял рост после того, как Москва предложила ряду американских дипломатов вернуться домой в ответ на ужесточение санкций, одобренное в четверг Сенатом США.Хотя некоторые инвесторы отметили, что решение подтверждает статус России как государства-изгоя, и санкции могут остаться в силе на десятки лет, другие, в том числе Ян Ден из Ashmore Group Plc, видят в новом витке напряженности инвестиционную возможность. Эрик Ванраес, инвестменеджер по облигационным фондам EI Sturdza Investment Funds в Женеве, который участвует в управлении активами примерно на 3 миллиарда долларов полагает: «Это очевидно негативно для российских бондов. В начале недели мы сократили вложения в корпоративные облигации РФ с 16 процентов до 8 процентов. Это явно неблагоприятный фактор, и сейчас я настроен уменьшить вес этих бумаг с 8 процентов на случай появления новых негативных новостей"

Ян Ден считает, что происходящие события " просто отражают тот факт, что Трамп маргинализируется, что Конгресс ненавидит Россию и что отношения еще какое-то время будут оставаться прохладными. Это не способствует улучшению настроений. Но, делает вывод он, «негативные настроения - ваши помощники, если вы настроены на выгодные покупки на долговом рынке. Именно за такими событиями стоит следить, желая заработать на рынках облигаций". Далее Bloomberg приводит мнение аналитиков Goldman Sachs Group Inc (цитируется по finanzen.ru): «Законопроект не дает оснований для изменения рыночных прогнозов, так как в основном закрепляет нынешние ограничения на работу с РФ. В случае принятия законопроект "кодифицирует" существующие санкции, и для их снятия президенту потребуется одобрение Конгресса США. Как показывает опыт, отмена кодифицированных санкций - очень сложная задача, отмечает главный экономист Goldman по России Клеменс Графе.Однако оценки банка "основывались на предположении, что международные санкции не будут сняты на рассматриваемом горизонте, и с учетом этого мы не ожидаем изменений в прогнозах из-за санкционного законопроекта", сообщил Графе. Аналитики же инвестбанков, от Commerzbank AG до Nomura International Plc, расходятся во мнениях относительно возможного эффекта для рынков: часть полагает, что санкции уже заложены в ожидания инвесторов, а другие прогнозируют давление на курс рубля и биржевые индексы РФ.

В одной лодке с ЕС

Из вышеизложенного следует вывод, что наиболее остро санкции могут повлиять на такие инфраструктурные проекты как «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Это связано и с вопросами финансирования этих проектов и с отсутствием у России собственных компаний, способных выполнять морскую трубоукладку.

Поэтому представляется вполне понятной негативная реакция немецких ( и не только немецких) нефтегазовых компаний, участвующих в этих и других проектах с российской стороной. Как известно, против ограничения участия американских компаний в совместных проектах выступает нефтяное лобби США, в частности ExxonMobil и Chevron, сообщила в начале июля газета Wall Street Journal. В Exxon, в частности, беспокоились, что ограничения могут подорвать конкурентные позиции компании в мире. Довольно резко выступил против этих санкций Маттиас Шепп, председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты. Он официально заявил, что «меры, продвигаемые Вашингтоном, обострят конфронтацию Запада с Россией. Кроме того, законопроект не учитывает интересы Германии и Европейского Союза. Европейские политики должны исключить возможность, при которой экстерриториальное воздействие санкций США могло бы ограничивать европейские и немецкие компании на российском рынке».

Райнер Зееле, президент Российско-Германской ВТП, глава энергетического концерна OMV, отвечающего за проект Северный поток-2 c европейской стороны отмечает : «Не совсем понятно, почему Соединенные Штаты в одностороннем порядке пытаются создать базу для новых санкций. Это ставит под угрозу не только энергетическую безопасность Европы, которая и в будущем будет нуждаться в поставках российского газа, но и бизнес германских компаний в России. Вне всякого сомнения, вопросы энергетической безопасности и энергоснабжения Европы лежат исключительно в зоне ответственности Европейского Союза».

Влиятельный Восточный комитет германской промышленности выступил со специальным заявлением, в котором отмечается, что новые американские санкции означают «новые риски для конъюнктуры» поскольку они расширяют ограничения, накладываемые на Россию и вместе с тем, затрудняют бизнес немецких и европейских фирм». Восточный комитет называет действия США «фундаментальной атакой на реализацию Европой своего энергоснабжения и приведет к росту цен на энергоносители и снижению конкурентоспособности европейской экономики.

Поэтому реальнее всего предположить, что Кремль попытается избежать обострения ситуации и не станет вводить какие-либо вызывающие антисанкции, а попытается организовать с заинтересованными противниками американских санкций (и не только в Европе) единый фронт. Тем более, что, как отмечает немецкая экономическая газета Handelsblatt, в Европе наблюдается явное недовольство вводимыми санкциями. Немецкие фирмы и немецкие политики упрекат США в стремлении продавить собственные экономические интересы в Европе, в частности, что касается поставок американских углеводородов. Координатор правительства ФРГ по вопросам трансатлантического партнерства Юрген Хардт полагает, что экстерриториальное воздействие подобных санкций противоречит международному праву. Об этом, цитирует газета, он заявил на выступлении в берлинском Фонде «Наука и политика»( SWR).

Последний опрос института по изучению общественного мнения Forsa, проведенный по заказу компании Wintershall с 7 по 11 июля, участвующей в строительстве газопровода «Северный поток— 2», как сообщает немецкий журнал Spiegel, свидетельствует, что 83% жителей Германии выступают против новых санкций, которые США собираются ввести против России. При этом 77% полагают, что в действительности США с помощью санкций преследуют собственные экономические интересы . 6 процентов считают их правильными, а 10 процентов исходят из того, что причиной введения санкций явилось воздействие России на президентские выборы в США в 2016 году.

Несомненно, что в преддверии федеральных выборов это мнение немецких избирателей окажет решающее влияние на позицию правительства ФРГ. И в этом как раз и заключается шанс для Кремля преодолеть новые санкции. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1500
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
940
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
672
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
927

Другие новости