Фото сайта www.nord-stream2.com
Давайте посмотрим на новые американские санкции глазами тех, кого они, кроме России, затрагивают. Немецкое государственное агентство Deutsche Welle (DW) отмечает, что новые санкции в отношении России связаны с уже известными действиями, которые давно критикует Вашингтон: "нарушением территориальной целостности Украины, дерзкими кибератаками и вмешательством в президентские выборы в США, а также продолжающейся агрессии в Сирии", как сказано в преамбуле законопроекта. Необычным, с точки зрения экспертов агентства, следует считать политическое содержание нового пакета санкций: Россия прямо называется "врагом" США, она оказалась в одном списке с так называемыми "странами-изгоями" - Северной Кореей и Ираном, а также с международными террористами.
В тексте документа утверждается, что Россия занимается продвижением своих интересов в Европе и Евразии незаконными средствами, например, оказывая влияние на выборы в странах ЕС, "подрывающее европейское единство". Также в вину Москве ставится "хорошо задокументированное участие в коррупционных практиках" на европейском континенте, кампании по дезинформации с помощью подконтрольных российскому государству СМИ, а также преследование свободной прессы и оппозиции у себя в стране. Основной удар наносится по российским газопроводам. "Северный поток-2" единственный в тексте законопроекта назван по имени. Это газопровод, способный ежегодно доставлять из России напрямую в Германию до 55 млрд кубометров газа. Обоснование санкций в отношении проекта - "из-за его вредного влияния на энергетическую безопасность ЕС, развитие газового рынка в Центральной и Восточной Европе, а также энергореформы на Украине". Но, продолжает агентство, в случае вступления в силу законопроекта может пострадать вся трубопроводная инфраструктура РФ, а вместе с ней - экспорт нефти и газа. Президент США, согласно документу, получает право наложить санкции на любого, кто участвует в строительстве или обслуживании всех российских экспортных нефте- и газопроводов. Ограничения строгие: отдельные инвестиции в такие проекты не должны превышать 1 млн долл., а в сумме - не более 5 млн в течение года. По подсчетам консалтинговой фирмы IHS Markit, всего у России 90 трубопроводов, они идут в 13 стран мира, пять из которых являются членами ЕС.
Одновременно с этим ужесточатся ограничения на передачу РФ американских технологий по разведке и добыче нефти на больших глубинах, арктическом шельфе и в сланцевых месторождениях. Ограничения коснутся всех российских компаний с долей государства от 33%. Кроме того, документ предполагает ужесточение для российских банков и энергокомпаний действующего режима санкций в финансовом секторе.
Кто кроме российского нефтегазового сектора должен пострадать? DW отвечает на этот вопрос кратко: "Некоторые европейские энергетические компании. А это австрийская компания OMV, французская Engie, немецкие Wintershall и Uniper, британско-нидерландская Shell. Всего, по данным IHS Markit, есть как минимум 3 нефтепровода и 3 газопровода с долевым участием западноевропейцев или американцев. Открытым остается вопрос, пострадает ли в случае сворачивания того же "Северного потока-2" энергобезопасность ЕС как в средне-, так и в долгосрочной перспективе. Мнения специалистов в ЕС на этот счет расходятся". И это вопрос принципиальный.
Опасны ли санкции для энергоснабжения Европы?
Дело в том, что российские, прежде всего государственные, масс-медиа развернули активную пропагандистскую кампанию относительно якобы имеющего место противодействия Европы принимаемым США мерам. Но не следует преувеличивать противоречия США и Европы. Конечно, данный законопроект - единоличный шаг Вашингтона, несмотря на обилие ссылок в тексте на трансатлантическое единство и необходимость согласовывать свои действия с партнерами и союзниками. Это отличает документ от всех предыдущих пакетов санкций, введенных странами Запада в отношении России с 2014 года. Именно поэтому руководство Евросоюза резко раскритиковало новые санкции США. Его, как говорится, просто поставили перед свершившимся фактом. Хотя консультации, судя по всему, были. Недаром, как отметил в прошедшую среду представитель германского МИДа Мартин Шефер, "немецкие власти видят "значительные улучшения" в проекте новых американских санкций против России по сравнению с предыдущей редакцией. Это стало результатом успешной работы со стороны Еврокомиссии и немецкого правительства". Да и позиция самого американского президента не такая уж простая, как это пытаются представить некоторые СМИ, прежде всего в России. Он, конечно, в курсе всех нюансов с принятием новых антироссийских санкций. Как отмечает немецкое информационное агентство n-tv, во время своей поездки в Гамбург на встречу "двадцатки" 6 июля Трамп в качестве почетного гостя посетил Варшавскую встречу глав государств так называемой "Инициативы трех морей", которая была создана в 2016 году по инициативе Польши и Хорватии как противовес немецко-французской оси, образовавшейся в ЕС после брекзита.
Отметим на полях, что в этой инициативе ничего нового по сути дела нет. Она является лишь новым изданием идеи польского маршала Пилсудского – Międzymorze (Междуморье), появившейся после Первой мировой войны и фактического распада как Российской империи, так и Австро-Венгрии относительно союза славянских государств, образовавшихся в результате этих событий. В нынешнем варианте в этот союз в качестве активных членов входят, кроме членов Вышеградской группы (Польши, Чехии, Словакии и Венгрии), три балтийских государства, а также Австрия, Румыния, Болгария, Словения и Хорватия. В качестве первоочередных энергетических тем "Инициативы трех морей" называются расширение инфраструктуры в рамках ЕС между севером и югом, включая также обсуждение проблем энергоснабжения этих государств. Трамп, как известно, выступал на этой встрече и назвал Россию "дестабилизирующим фактором". Была ли затронута им в беседах с лидерами вышеназванных стран проблема энергоснабжения Европы, достоверно мы не знаем, но исключать этого нельзя.
Кроме того, как писала "НГ", во время своего июльского визита в Париж уже после "двадцатки" Трамп явно говорил о санкционных мерах против Ирана с президентом Эмманюэлем Макроном. Но насколько он касался при этом России, нам тоже неизвестно. Однако и этого исключать нельзя, поскольку санкции идут в одном пакете, а французские фирмы активно работают и на российском рынке.
Из этого следует только одно - Трамп полностью в курсе данного антисанкционного пакета, и его поездки в Европу как раз и могли быть связаны с тем, чтобы проконсультироваться с европейскими партнерами и проверить их реакцию.
В распространенном в среду представительством Комиссии ЕС в Москве заявлении говорится, что "американский закон может непреднамеренно в одностороннем порядке оказать влияние на интересы ЕС в сфере энергетической безопасности". Дело в том, разъясняет этот пункт DW, как следует из презентации, сделанной председателем Европейской комиссии Жаном-Кладом Юнкером и заместителем председателя Европейской комиссии Юрки Катайненом, он предусматривает введение санкций в отношении любых компаний (в том числе европейских), которые вносят вклад в развитие, обслуживание, модернизацию или ремонт экспортных энергетических трубопроводов Российской Федерации. В зависимости от применения этого закона, он может повлиять на инфраструктуру, транспортирующую энергоресурсы в Европу, например, обслуживание и модернизацию трубопроводов в России, которые наполняют украинскую систему транзита газа. Он также может повлиять на проекты, имеющие критически важное значение для реализации целей ЕС по диверсификации, таких как проект "Балтийский сжиженный природный газ". Поэтому Еврокомиссия приняла решение о готовности соответствующим образом отреагировать в течение нескольких дней, "если наши опасения не будут учтены достаточным образом". Далее приводятся слова Жана-Клода Юнкера "об ответных мерах ЕС".
Конечно, в данном случае как ЕС, так и Германия больше опасаются наметившегося в политике США "силового акцента" на решение возникающих проблем с европейскими партнерами в отсутствие договора о трансатлантическом партнерстве, который Трамп, как известно, похоронил. Отсюда и острота реакции. Недаром тот же Мартин Шефер цитировал в своем выступлении главу немецкого МИДа Зигмара Габриэля, заявившего, что санкции не могут быть "инструментом промышленной политики США". А ведь немецкие компании и банки уже побывали под американскими санкциями. Мартин Шефер также подчеркивал, что "Европа заинтересована в том, чтобы вместе с США принять меры в отношении России из-за конфликта на востоке Украины и аннексии Крыма. Однако они не должны вести к тому, что американские энергетические компании получат выгоды, а немецкие, напротив, понесут ущерб", отмечает DW.
Как пишет Лаура Даниэльс, эксперт известного берлинского аналитического института - Фонда "Наука и политика", "несмотря на совместное заявление стран G20 против протекционизма (принятого на последней встрече в Гамбурге), Вашингтон предпочитает в своей торговой политике "односторонние защитные меры" и именно такой подход не нравится ни Брюсселю, ни Берлину. Ведь антироссийские (и антиевропейские) энергетические санкции не единственное прегрешение Трампа, США вводят и односторонние пошлины на европейскую сталь, не говоря уже об отказе от трансатлантического партнерства. В этой связи, Даниэльс предполагала, что ЕС не ограничится убеждением Трампа в необходимости в большей степени согласовывать свои действия с Европой, а может перейти к более активному противодействию.
Пока предполагается, что ЕС может не признать распространения действий антироссийского пакета санкций в части энергетики на территорию ЕС или ограничить доступ американских фирм к европейским кредитным организациям.
Кто в выигрыше от санкций
Давайте посмотрим, кто выиграет от новых санкций. Общераспространенная точка зрения состоит в том, что это прежде всего американские экспортеры сжиженного газа. Как пишет DW, санкции открыто ставят своей целью продвижение американских энергетических интересов на европейском континенте. Но в данном случае речь идет о частных компаниях, а они сегодня предпочитают сбывать свой СПГ в тех регионах мира, где больше платят, а это азиатско-тихоокеанский регион. Конечно, если США удастся путем санкций добиться дефицита "голубого топлива" на европейском континенте и цены вырастут, американский газ может пойти в Европу. В краткосрочном же периоде от таких санкций могут выиграть такие поставщики СПГ в Европу, как Катар, а в среднесрочной перспективе и Алжир, расширяющий свои мощности по производству СПГ.
Несомненно, от санкций должен выиграть Киев. В документе есть отдельная статья об укреплении энергетической безопасности Украины. Ведь введение в строй "Северного потока-2" сильно ограничит объемы газа, которые могут пойти по украинскому газопроводу. Однако здесь имеются риски для Европы, связанные с банальным воровством российского газа для своих нужд и обветшалостью украинской газопроводной системой. Известный немецкий политолог Александр Рар прямо пишет в немецком журнале Russland Kontrovers, что как американцы, так и страны Восточной Европы пытаются торпедировать "Северный поток-2", чтобы удержать в "лодке" Украину. Ведь если Украина не будет получать от России деньги за транзит газа, то ее бюджет просто рухнет, и тогда ЕС придется субсидировать Киев миллиардами евро. Поэтому главная цель санкций - все-таки поддержка нынешнего режима в Киеве.
Не стоит ожидать, что санкции не будут приняты. Сенат уже согласовал весь санкционный пакет, а Трампу вряд ли остается какой-либо выбор, как его подписать. В любом случае его вето будет преодолено двумя третями голосов сенаторов. Российский обозреватель Константин Эггерт пишет в своем комментарии для DW, что "Вашингтон официально объявил России холодную войну". В этой связи заслуживают внимания выступления некоторых российских экспертов, которые, видимо, не понимают происходящих в мире событий. Во вторник в интервью программе "Общественного телевидения" "Отражение" известный российский энергетический эксперт Михаил Крутихин утверждал, что "чтобы работать и процветать, необходимо кооперироваться с иностранными компаниями. Самоизолироваться в условиях нашей экономики не получится". Это все в общем и целом правильно. Поэтому и наметился так называемый разворот России на восток в условиях многополярного мира. Но глобализация мировой экономики в современных условиях меняется. На смену ей приходит жесткий протекционизм, который и делает подобные благие пожелания утопией. Такая ситуация, судя по всему, всерьез и надолго - во всяком случае пока США, как мировая экономическая сила, не сместится на второй план. Это, если верить прогнозу американской аналитической компании Price Water House Coopers, произойдет не ранее 2050 года (об этом писала "НГ"). А до тех пор России придется выживать в условиях многополярного мира и надеяться в основном на собственные силы.