Бинали Йылдырым заявил, что Анкара все еще считает Берлин партнером. Фото Reuters
Складывается впечатление, что современная политика просто разучилась не то чтобы находить развязки возникающих конфликтов, а хотя бы соблюдать (как значилось ранее в немецком дипломатическом лексиконе) «культуру сдержанности», чтобы тлеющие угли не разгорались в костер. Примером может служить германо-турецкий кризис, длящийся уже не один год. При том что, бесспорно, обеим сторонам чрезвычайно важны их отношения.
Политика канцлера Ангелы Меркель придает фундаментальное значение договоренностям с Анкарой по миграционной проблеме, соглашению ЕС–Турция, примеряя его и к африканскому направлению. Для Турции Германия с почти четырехмиллионной турецкой диаспорой – тоже не отвлеченное понятие. Кроме того, Берлин даже в разгар текущего обострения остается едва ли не единственным пунктом в ЕС, готовым иметь с ней дело. ФРГ не намерена хоронить переговоры о перспективах отношений Турции и ЕС. Недавно руководитель ведомства федерального канцлера и правая рука его хозяйки Петер Альтмайер заговорил о том, что «в регионе Турция является одной из демократических стран». Тем не менее факт, что после неудавшегося прошлогоднего путча противников Эрдогана раскаленная ситуация в немецко-турецких отношениях выглядит абсолютно перманентной. Как и обоюдная перепалка в прессе и на верхних этажах власти.
На фоне текущего обострения в Берлине не сдержался даже президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. В «летнем интервью» телеканалу ZDF он обвинил президента Турции в том, что он «не только пытается перекроить страну под себя, но и преследует немногих оставшихся критиков и оппозиционеров, сажает их в тюрьму и затыкает им рты». Германия не может это принять, сказал Штайнмайер, поскольку «это в том числе вопрос самоуважения нашей страны». Речь, в частности, идет о том, что турецкие власти арестовали уже не только журналиста берлинской Welt, но и правозащитника Петера Штойдтнера.
Его арест осудила и Меркель. А вице-канцлера и министра иностранных дел Зигмара Габриэля это заставило срочно прервать отпуск и заняться новым вызовом. На сей раз было решено не ограничиваться полемикой. По согласованию с Меркель глава МИД ФРГ заявил об изменении условий предоставления Турции кредитов и экономической помощи – тоже своего рода санкции. Одновременно он обратился вчера через газету Bild c открытым дружелюбным письмом к немецким и не немецким гражданам «с турецкими корнями», надеясь успокоить соответствующую диаспору в Германии. Турецкая сторона не отстает. Хотя премьер-министр Бинали Йылдырым заявил, что его правительство «все еще считает Германию стратегическим партнером в Европе», и призвал блюсти сдержанность. Анкара за словом в карман не лезет. Турецкая власть подозревает, что немецкие органы терпимо относятся к имеющимся среди турецкой диаспоры сторонникам скрывающегося в США исламского проповедника Фетуллаха Гюлена. После путча убежища в Германии попросили 200 турецких дипломатов, 205 госслужащих и некоторое количество военных. С начала текущего года это сделали более 3200 граждан Турции.
Что же касается арестованных в Турции немцев, то их там изображают причастными к террористической сфере. Handelsblatt пишет также о том, что турецкие органы будто составляют черные списки на немецкие фирмы, действующие в стране. Еще проблема: побудив самолеты «Торнадо» Бундесвера перебазироваться в Иорданию, Анкара не разрешает депутатам Бундестага и посещение базы НАТО «Конья». Насколько соразмерно наказание финансовыми ограничениями за действия властей, конечно, вопрос. Но главное – не послужит ли это другим «ответным мерам», лишь осложняя нездоровую ситуацию. Партнер Турция трудный, но урегулирование даже острейших ситуаций с ней возможно. На этот счет Москва могла бы дать мастер-класс.
Правда, в немецко-турецких отношениях есть одна особенность. Миграционный кризис остается в них существенной подоплекой. Меркель ушла в трехнедельный отпуск, надеясь, как полагают СМИ, что соглашение с Турцией не лопнет и поток беженцев не ринется опять через Эгейское море. Но ее соперник Мартин Шульц уже дал понять, что без темы миграции предвыборная дискуссия не обойдется. А по мнению председателя ХСС Хорста Зеехофера, перспектива получения христианскими демократами большинства сейчас не светит, и ответственность за это несет Меркель, открывшая в 2015 году границу беженцам. Пока ситуация успокоилась. «Но все мы знаем: миграционная волна продолжится», – предрек Зеехофер.