Действия Израиля вызвали протесты среди палестинцев, живущих в Старом городе. Фото Reuters
Сегодня Совет Безопасности ООН попытается положить конец насилию в Иерусалиме. Еще до его заседания «ближневосточный квартет» (Россия, США, ЕС, ООН) заявил, что признает гарантии Израиля о сохранении статус-кво святых мест. Несмотря на это, стычки между палестинцами и израильскими военными на минувшей неделе не утихали. Это одна из самых крупных вспышек противоборства в Старом городе за последние годы. По словам эксперта, ни арабские страны, ни палестинская автономия, ни Тель-Авив не хотят конфликта. Его раздувают ХАМАС и другие группировки.
Израиль установил в воскресенье новые камеры у входа в мечеть Аль-Акса. Генерал-майор Еав Мордехай, один из израильских военачальников, ответственных за дела палестинцев, сказал, что это оборудование предназначено только для одной цели – не допустить, чтобы кто-нибудь смог снова пронести оружие и совершить новое нападение. Как видно из слов генерала, Израиль готов рассмотреть возможность альтернативы металлоискателям в храме, который почитается как третья святыня ислама.
Как передает Washington Post, Израиль ввел новые меры безопасности вокруг Храмовой горы после того, как арабские боевики открыли огонь из мечети и убили двух израильских полицейских. Тель-Авив заявил, что подобные меры обычно предпринимаются в святых местах по всему миру. Но мусульмане восприняли это как попытку Израиля расширить контроль над мечетью, которой управляет мусульманская администрация. Начались массовые протесты во время молебна.
Муфтий Иерусалима Шейх Мухаммад Хусейн счел альтернативное предложение израильтян неприемлемым. Он заявил радио «Голос Палестины», что требует полного восстановления тех процедур, которые соблюдались до нападения из мечети.
В беседе с «НГ» арабист Марианна Беленькая отметила, что «Палестина находится на грани новой интифады. Хотя парадокс в том, что в ней никто не заинтересован – ни палестинское руководство в лице президента Махмуда Аббаса, ни арабские страны Персидского залива, которые оказывают влияние на ситуацию в регионе, ни Иордания, ни, естественно, сам Израиль.
Но интифада может быть спровоцирована. Потому что есть ХАМАС, есть экстремистские группировки. Им она как раз нужна».
Поэтому группировке важно выдвинуть палестинский вопрос на первый план. Ведь в последнее время он ушел. Всем было не до Палестины. Мол, тихо, и слава богу. Хотя все понимают, что статус-кво продолжаться вечно не может. Тем не менее Аббас сотрудничал с Израилем в том, что касается безопасности.
«А Израиль поступил очень скоропалительно. Установил металлоискатели, не обсудив этот вопрос ни с Иорданией, с которой он обсуждал все, что касается Храмовой горы, ни с Саудовской Аравией, ни с другими странами Залива, с которыми он поддерживает пусть негласные, но все-таки отношения, – говорит эксперт. – Он мог бы это обсудить, чтобы как-то сгладить ситуацию».
А теперь Израиль скорее всего будет вынужден пойти на уступки. Но ХАМАС и экстремистские группировки заинтересованы, чтобы взорвать ситуацию. И она может быть взорвана, заключила Беленькая.
Аббас предупредил, что все контакты с Израилем будут заморожены до тех пор, пока металлоискатели у входа в мечеть не будут демонтированы. ФАТХ, политическая партия Аббаса, горячо приветствовала демонстрации и призвала не прекращать их до полного освобождения святых мест от израильской оккупации.
Однако, по сообщению газеты Boston Globe, израильские командиры опасаются не столько массовых протестов, сколько нападений одиночек, подобных инциденту в поселении Кобар.