Фото GettyImages
В вышедшем сегодня интервью массовой немецкой газете «Bild am Sonntag» Мартин Шульц, глава СДПГ и кандидат на пост федерального канцлера на предстоящих 24 сентября федеральных выборах в немецкий бундестаг предупредил граждан Германии о назревающем новом миграционном кризисе, напоминающем кризис 2015 года.
Обратимся к статистике: согласно официальным данным, в 2013 году (т.е. до последнего миграционного кризиса) в Германии проживало 16,5 миллионов мигрантов и их потомков (в том числе 9,7 миллионов человек, обладающих немецким гражданством), что составляет 20,5% населения ФРГ. Из них около 6 миллионов человек являются потомками мигрантов, и были рождены уже в Германии. К 31 декабря 2014 года в Германии официально насчитывалось 8.152.968 жителей, имеющих лишь иностранное гражданство, что является наибольшим значением за всю историю ФРГ. Однако в 2015 году в Германию приехали более миллиона беженцев и в значительной степени бесконтрольно. В этой связи М.Шульц подверг острой критике миграционную политику нынешнего канцлера Ангелы Меркель и назвал складывающуюся ситуацию «взрывчатой». Он заявил, имея в виду А.Меркель, что тот, кто пытается выиграть время и игнорирует данную тему до выборов, ведет себя « цинично». Однако действенных рецептов он не предлагает. Его предложения сводятся к использованию финансовых рычагов против тех стран ЕС, которые отказываются принимать полагающееся по квотам ЕС количество беженцев и наоборот поощрение тех, кто будет их принимать.
Как известно, проблема распределения беженцев является наиболее острой в ЕС. Но на последнем саммите лидеров стран-членов ЕС в июне так и не удалось достичь договоренности по данному вопросу. Хотя усилия немецкого канцлера в данном вопросе и поддержал новый французский президент Эммануэль Макрон. На саммите Э.Макрон даже говорил с главами стран Вышеградской четверки - Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией - на эту тему, но никаких результатов не достиг. Один из активных критиков политики Меркель по беженцам премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что сначала нужно прийти к соглашению по тем пунктам, в которых позиции сторон сходятся.
Известный берлинский аналитический центр Фонд «Наука и политика» (SWP) также в числе основных проблем, раскалывающих ЕС, называет практическое распределение прибывающих в Европу беженцев, создание постоянно действующего механизма распределения, обращение с Турцией, куда, как известно, прибывает большинство сирийских беженцев и усиление совместной охраны внешних границ сообщества.
Однако М. Шульц не предлагает по сути дела ничего нового. Еще в марте текущего года Еврокомиссия пригрозила странам, не желающим соблюдать квоты, штрафной процедурой в их отношении в связи с нарушением соглашений ЕС. А сама канцлер А.Меркель не устает вести переговоры на данную тему и с Вышеградской четверкой, и с Турцией, правда, без какого-либо конкретного результата.
Кандидат в канцлеры ФРГ от Левой партии Сара Вагенкнехт предлагает, как пишет немецкое государственное информационное агентство «Deutsche Welle»(DW) помогать беженцам "на местах". Но, собственно говоря, именно об этом и думает немецкий канцлер, которая объявила год своего председательства в G20 «Годом Африки». Немецкое информационное агентство n-tv даже объявило, что Германия предлагает для Африки своего рода «План Маршалла» (по аналогии с известным планом США по восстановлению послевоенной Европы), который оно называет «План Меркель». Его суть сводится к призыву к немецким и европейским фирмам инвестировать в Африку, чтобы создать там рабочие места и таким образом предотвратить миграцию. Насколько готовы европейские предприниматели инвестировать в Африку покажет будущее. Однако вряд ли это будет возможным без достаточных финансовых и даже военных гарантий со стороны Евросоюза. Ведь во многих африканских странах практически идут бесконечные войны, и положение действующих там правительств крайне неустойчивое.