Вторая встреча Путина и Трампа произошла спустя некоторое время после первого личного знакомства. Фото Reuters
Президента США Дональда Трампа обвинили в нарушении протокола национальной безопасности на фоне сообщений о его второй, неформальной встрече с Владимиром Путиным на полях G20. Беседа проходила с глазу на глаз при участии переводчика с российской стороны. Вероятно, больших проблем для Трампа это не вызовет. Однако не исключено, что в такой атмосфере в Кремле все чаще задумываются о корректировке своей внешнеполитической линии.
Беседа Путина и Трампа произошла на традиционном ужине для участников G20 и их жен – некоторое время спустя после официальных переговоров двух лидеров. Первоначально с хозяином Кремля сидела супруга главы Белого дома Меланья, однако потом к нему подсел и сам Трамп.
Источники расходятся в оценке, сколько длился разговор двух президентов – час или меньше, но ясно то, что факт беседы в первое время после «саммита двадцати» был неизвестен. В президентской администрации отрицают намерение скрыть беседу. «Инсинуация по поводу того, что Белый дом попытался скрыть вторую встречу, является злостной, ложной и абсурдной», – цитирует издание Hill одного из американских чиновников.
В Белом доме не отрицают, что Путин и его американский коллега имели неформальную беседу, однако делают упор на то, что это была короткая встреча, которые часто происходят на саммитах подобного рода. «Это был светский ужин, – цитирует Bloomberg официального представителя Совета по национальной безопасности США Майкла Энтона. – Ближе к концу президент переговорил с Путиным». Это подтверждает и пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер. Сам Трамп отреагировал в Twitter на появившиеся сообщения в довольно эмоциональной манере: «Фейковые новости становятся все более и более бесчестными! Даже ужин, организованный для лидеров «двадцатки» в Германии, выглядит зловещим!» Трамп парировал, что все лидеры были приглашены на вечер, и пресса это знает.
Первым о неизвестной встрече российского и американского президентов сообщил руководитель аналитического центра Eurasia Group Йен Бреммер со ссылкой на информированные источники. Глава крупного консалтингового агентства посетовал, что во время разговора Путина и Трампа присутствовал только переводчик российского лидера. По мнению Бреммера, это нарушает протокол национальной безопасности. «Никогда в своей жизни, как политолог, я не видел двух государств – огромных государств, – которые бы настолько сталкивались в интересах, в то время как их лидеры делали все возможное, чтобы быть дружелюбными и близкими друг к другу», – заявил президент Eurasia Group. В Белом доме, в свою очередь, объясняют отсутствие переводчика с американской стороны тем, что Трамп сидел рядом с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, поэтому глава Белого дома взял с собой только специалиста по японскому языку.
В экспертной среде полагают: атмосфера после встречи Путина и Трампа на G20 заставляет Кремль осознавать, в насколько ограниченных и жестких рамках находятся российско-американские отношения. «В Кремле понимают, особенно после того, как Трамп предложил нового посла в Москву, что мы обречены если не на конфронтацию, то на крайне неприязненные отношения, – пояснил «НГ» политолог, завкафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей. – Даже если Трамп хотел, а похоже, что когда-то он действительно после избрания хотел, сдвинуть российско-американские отношения, он не обладает такими возможностями ни в малейшей мере, поскольку не только любой его шаг, но и взгляд в направлении России воспринимается с подозрением, чуть ли не как национальная измена».
Аналитик отмечает: не исключено, что Кремль попытается изменить свою внешнеполитическую линию. «Думаю, там готовятся к ее корректировке, поскольку неприязненные отношения еще не означают активной конфронтации, – считает Соловей. – Вместе с тем есть понимание того, что по ряду направлений мы можем сотрудничать – это и Сирия, и Северная Корея. Но не очень понятно, сложится ли это сотрудничество или нет».
Отметим, что накануне Белый дом подтвердил кандидатуру Джона Хантсмена на пост американского посла в России. Несмотря на то что бывший губернатор штата Юта славится своей «ястребиной» позицией по России, в российском руководстве на его назначение отреагировали спокойно. «Прежде всего этот кандидат – опытный дипломат, у него большой опыт дипломатической службы, это уже хорошо, – заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. – Вешать ярлыки только назначенному послу США в России мне кажется преждевременным. Давайте будем судить по делам».
В экспертной среде пока воздерживаются от прогнозов, каким будет отношение российских властей к новому руководителю американской дипмиссии. «Это будет зависеть от его первых жестов и от его репутации, – полагает Валерий Соловей. – Известно, что он – сторонник жесткого курса, но ведь и Кремль предполагает послать в Вашингтон сторонника жесткого курса Антонова вместо Кисляка. Это равноценный обмен. Кстати, такого рода назначения – что Вашингтона в Москву, что Москвы в Вашингтон – ясно дают понять, как Россия и Соединенные Штаты оценивают будущее своих отношений».