0
3631
Газета В мире Интернет-версия

13.07.2017 00:01:00

Париж и Москву могут сблизить американские санкции против Тегерана

Тэги: трамп, макрон, антииранские санкции, французский бизнес, внешняя политика


Отношения между Францией и США становятся жизненно важными и для Москвы, и для Тегерана. 	Фото Reuters
Отношения между Францией и США становятся жизненно важными и для Москвы, и для Тегерана. Фото Reuters

Сегодня начинается визит президента США Дональда Трампа в Париж. Инициативу в отношении посещения Трампом Франции проявил французский президент Эмманюэль Макрон. Поводом было празднование взятия Бастилии. Одной из тем, которые Макрон намерен обсудить с Трампом, судя по всему, будет принятие антииранских санкций, которые могут нанести непоправимый ущерб французскому бизнесу. Для президента Франции вопрос санкций выходит за внешнеэкономические границы. Это станет тестом для президента и его команды и обозначит вектор дальнейшего отношения избирателей к правительству Макрона. Не следует забывать, что кресло в Елисейском дворце Макрону во многом обеспечили его обещания перемен.

Белый дом поддержал законопроект, подготовленный Конгрессом, о дополнительных санкциях в отношении Ирана. Сложность ситуации в том, что в этот пакет включены и дополнительные антироссийские санкции. Поэтому их реализация затронет интересы также Франции и России. Для Москвы возможное сопротивление Парижа диктату Вашингтона в данном вопросе будет чрезвычайно важным, поскольку это ослабит позиции европейских сторонников антироссийских санкций.

Некоторые эксперты полагают, что теперь в отношениях Москвы и Парижа можно ждать определенных изменений. Об этом сказал главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. Эксперт склонен ожидать определенного потепления в отношениях Франции и России: «Трамп опять стал грозить Европе применением санкций, то есть введением торгово-экономических барьеров. Европе нужен рычаг противодействия американскому экономическому давлению, тем более Франции».

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, который побывал во второй половине июня в Париже и был принят Эмманюэлем Макроном, заявил, что не стоит бояться американских санкций. Во время своего европейского турне Зариф призывал страны Старого континента не пугаться угроз США и инвестировать в Иран. Министр полагает, что, объединившись, они в конечном счете «согнут администрацию Трампа». Другой вопрос, готова ли Франция ради России и Ирана пожертвовать важным для нее партнерством с США.

После отмены полтора года назад предыдущей американской администрацией антииранских санкций ряд французских компаний поспешили занять образовавшийся вакуум. Патрик Пуянне, генеральный директор французской нефтегазовой компании Total, работающей в Иране с 1954 года, подписал 3 июля с.г. в Тегеране договор (первый этап оценивается в 1,75 млрд евро) на развитие крупного морского месторождения газа. Как отмечает Monde, эквивалентное количество финансовых средств мобилизовано и для второго этапа. Total первой из западных нефтегазовых компаний вернулась в Иран. 

Среди других крупных французских компаний в стране уже работают автомобильные фирмы Renault и PSA (Peugeot Citroen Automobiles).

Как пишет Monde, Иран до санкций представлял собой эльдорадо для французских автомобильных марок, особенно для Peugeot, который встречается здесь повсеместно. Сегодня компания уже претендует на 35% доли иранского авторынка. Конкуренцию ей составляет Renault. Иранцы уважают эту компанию, подчеркивает газета, за то, что она не оставила страну в период действия санкций. 

Именно поэтому Renault получила осенью 2016 года привилегию создания совместного предприятия с иранским государственным конгломератом IDRO Group, самым крупным промышленным конгломератом не только в Иране, но и в Азии. Считается, что именно эта промышленная группа является экономической опорой иранского режима. PSA, Renault и их иранские партнеры надеются превратить Иран в базу французского экспорта на Ближнем Востоке.

Как отмечает газета, с января 2016 года почти 300 французских компаний предприняли шаги по созданию в Иране своих опорных баз. Эти компании приходят из пищевой, нефтяной, аэрокосмической и строительной отраслей и даже из сектора по производству спортивного инвентаря. Конец эмбарго, продолжает Monde, стал реальной находкой и для французских производителей самолетов. Ведь парк коммерческой авиации Ирана полностью устарел. Общий пакет возможных покупок изделий авиастроительной промышленности Франции оценивается почти в 20 млрд евро.

Однако в Париже еще помнят гигантский штраф в размере 8,9 млрд долл., наложенный на банк BNP Paribas в Соединенных Штатах в 2014 году за нарушение санкций. Пока, по мнению издания, французские банки опасаются не только жесткой позиции Трампа, но и рисков, связанных с отмыванием денег, поскольку их иранские партнеры не отвечают международным стандартам. Лишь небольшие независимые финансовые институты, такие как Wormser Brothers или банк Delubac & Co., соглашаются работать с Исламской Республикой Иран для финансирования экспорта.

Как подчеркивает французская деловая газета Echos, «через год-полтора после отмены международных санкций против Ирана геополитический контекст все еще в значительной степени остается неясным, особенно после выборов в США Дональда Трампа. Так, генеральный директор Total на вопрос Reuters о геополитической неопределенности в стране признал необходимость «жить с некоторой степенью неопределенности». Однако он убежден, что «игра стоит риска, поскольку она открывает огромный рынок». Пресс-секретарь Total, в свою очередь, утверждает, что компания принимает меры предосторожности в случае возмездия со стороны США. Однако тот факт, что в Total надеются, что Трамп может наложить вето на предложение сенаторов, демонстрирует отчаянное положение французских предпринимателей. Понятно, что Трамп настолько связан Сенатом и Конгрессом по рукам и ногам, что у него практически не остается возможности для свободного маневра. В этом плане деловые круги делают ставку на Макрона, который, по их мнению, может повлиять на Трампа.

Во Франции в последние годы внешняя политика реализуется в ходе дебатов двух лагерей: с одной стороны, это голлисты, а с другой – атлантисты. Главный вопрос предстоящего визита американского президента во Францию – сможет Париж при Макроне вернуться к установлению «равновесия» между политическими силами в мире и стать посредником между Вашингтоном и Москвой или Вашингтоном и Ближневосточным регионом. Но, по мнению многих французских экспертов, как пишет Monde, это явилось бы реконструкцией истории и устаревшим видом французской дипломатии. Скорее всего можно ожидать, что французский президент постарается выторговать у своего американского коллеги какие-то уступки для французского присутствия в Иране, но ни в коем случае не предаст идеи атлантизма.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1272
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
806
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1541
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1490

Другие новости