Сергей Лавров и Зигмар Габриэль взяли новый проект под свой патронат. Фото Reuters
В российско-германских отношениях заметна новая динамика. В четверг в Берлине в присутствии главы МИД РФ Сергея Лаврова и его немецкого коллеги Зигмара Габриэля состоится торжественное закрытие Года молодежных обменов. Ему на смену заступает перекрестный Год регионально-муниципальных партнерств.
О запуске «сезона» регионально-муниципальных партнерств под патронатом глав дипломатических ведомств было объявлено в конце июня на состоявшейся в Краснодаре XIV Конференции городов – парнеров России и Германии. А сейчас «НГ» стало известно, что 25 июля в Берлине на очередное заседание соберется межведомственная рабочая группа по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов. Она может содействовать закреплению тенденции форсированного восстановления взаимной торговли. Как известно, она сильно пострадала из-за санкций, но за четыре месяца этого года поднялась почти на треть по сравнению с аналогичным периодом предыдущего.
Моменты позитивные. Правда, о решительной нормализации между Берлином и Москвой говорить все-таки рано. Несомненно, занозой в двусторонних отношениях остаются антироссийские санкции, превращенные немецкой стороной в одну из скреп ЕС. Есть проблема украинского урегулирования. И тем более – блоковых подходов федерального правительства к безопасности в Европе, включая активное участие ФРГ в концентрации сил НАТО у границ России. Но новые вызовы, когда конфронтация с Россией доказывает бесперспективность, а в ЕС и Трансатлантике происходят серьезные разломы, не позволяют топтаться на месте.
Сейчас очевидно, насколько велика роль двустороннего диалога, который не обрывался, какими бы трудными ни были в последние годы отношения Москвы с Берлином. Пресса потеряла счет телефонным переговорам президента Владимира Путина и канцлера Ангелы Меркель, в мае они встречались в Сочи. С начала года в Москве трижды побывал вице-канцлер и министр иностранных дел Зигмар Габриэль, неизменно принимаемый в Кремле. В свою очередь, дважды приезжал лидер Христианско-социального союза (ХСС), премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер и тоже встречался с президентом РФ. В итоге получается небывалый ранее контакт с участием всех первых лиц партий, образующих федеральное правительство.
Наблюдая недавний саммит «большой двадцатки» в Гамбурге, едва ли кто мог не заметить частые беседы Путина и Меркель по ходу протокольных и иных сцен, не говоря уже об отдельном завтраке с президентами России и Франции, устроенном канцлером для обсуждения украинской ситуации. В свою очередь, российский лидер положительно оценил итоги G20. Он особо отметил, что по очень чувствительной теме климатических изменений ФРГ удалось добиться оптимального компромисса в непростой ситуации, и такой положительный элемент «можно точно записать в актив канцлеру Меркель». А отвечая на провокационный, как он выразился, вопрос, не собирается ли Россия вмешиваться в немецкие выборы, заметил: «Зачем нам? Еще не хватало вмешиваться во внутриполитические процессы».
Как отмечается в комментарии МИД РФ, в Берлине Лавров намерен обменяться мнениями с Габриэлем по ключевым международным проблемам, включая ход реализации Минских договоренностей и продвижение мирного процесса в Сирии. Большое место всегда на таких переговорах уделяется практическим вопросам российско-германских отношений.
В общем контексте международных дел, включая российско-американский аспект, внимание к России в Германии очевидно. К примеру, уполномоченный правительства ФРГ по сотрудничеству с Россией Гернот Эрлер заявил о нерешительности в политике США относительно РФ. В Берлине задаются вопросом, может ли нынешняя администрация США справиться с конфликтами в Украине и Сирии, посылая в то же время противоречивые сигналы в адрес России.
В экономических кругах ФРГ все настойчивей поднимается вопрос об упорядочении партнерства с Россией. Необходимость прокладки «Северного потока – 2» не ставится под сомнение. Недавно Восточный комитет немецкой экономики опубликовал 20-страничный документ «Шаг за шагом из кризиса». В нем говорится: «Настало время задаться вопросом об экономических и политических последствиях, а также о самом характере экономических санкций, тем более что российская экономика все больше приспосабливается к санкциям ЕС и даже приспосабливает их для ограничения доступа на свой рынок».