Дональд Трамп благодаря своим взглядам оказался в стороне от международных лидеров. Фото Reuters
Форум G20 в Гамбурге стал лишним свидетельством того, что Соединенные Штаты утрачивают роль глобального лидера. Причем это происходит по желанию Белого дома. В экспертной среде полагают: проблема заключается главным образом в протекционистских лозунгах, которые выдвигает американская администрация. На разговор с Россией эта позиция никак не влияет.
«Саммит «двадцатки» – это большой успех для США», – поделился Трамп в Twitter своим мнением о результатах гамбургских переговоров. Он объяснил подобную оценку тем, что Вашингтону предстояло исправить множество «плохих торговых соглашений», и он сделал это. Но, очевидно, главе американского государства пришлось пойти и на уступки.
В итоговом заявлении G20 говорится, что все страны форума намерены «сохранять открытость рынков» и «продолжать борьбу с протекционизмом». Это противоречит политике главы Белого дома, которая сводится к лозунгу «Америка прежде всего». В западной прессе отмечается, что итоговое заявление Трампа уговорил подписать президент Франции Эмманюэль Макрон.
«Сами Соединенные Штаты на своем глобальном лидерстве больше не настаивают, – заявил «НГ» глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. – Изначально из того, что Трамп говорил, вытекало, что глобальным лидером, то есть страной, которая берет на себя ответственность за международные процессы и хочет трансформировать мир, Соединенные Штаты быть больше не хотят. В представлении Трампа роль Америки – это роль глобального босса. Это не та единица, которая хочет что-то менять. Мир такой есть – и пусть будет. Но если нам что-то надо – то мы должны иметь возможность всеми средствами этого добиться. Такова позиция босса. Это подтвердилось, когда главным фрондером и смутьяном на «двадцатке» оказалась «страна номер один».
Впрочем, отговорить Трампа от его мнения относительно климатических соглашений никому не удалось. Лукьянов отмечает, что из-за своей позиции США оказываются в некоторой изоляции, но Трампа, похоже, это не сильно беспокоит. «Мировая торговля и нежелание противостоять протекционизму – существенная вещь, которая затрагивает главный смысл G20, – пояснил эксперт. – «Двадцатка» создавалась для того, чтобы не допускать роста протекционистских настроений в мире. Спустя некоторое время после того, как «двадцатка» на уровне глав государств и правительств была основана для достижения именно этих целей, появился лидер, который сознательно и принципиально выступает с протекционистскими лозунгами. Это очень существенные перемены».
Однако стоит признать, что повестку G20 целиком затмила встреча президента РФ Владимира Путина с американским коллегой. «Я дважды жестко надавил на президента Путина по поводу вмешательства в наши выборы, – прокомментировал вчера Трамп переговоры с хозяином Кремля. – Он категорически отрицает это. Мы провели с ним переговоры о прекращении огня в некоторых районах Сирии. Теперь пришло время продвигаться вперед при конструктивном сотрудничестве с Россией». По словам главы Белого дома, снятие санкций с российской стороны пока не обсуждалось. Для этого сначала должны быть решены сирийская и украинская проблемы, отметил Трамп.
Как ранее заявил Путин, американский президент оказался удовлетворен ответами на его вопросы. «Он задал наводящие вопросы – я их разъяснил», – рассказал о встрече с главой Белого дома хозяин Кремля. Существенным достижением стало сирийское досье. «Знаете, кто бы как на это ни реагировал, но я вам могу сказать, что это один из прорывов, который нам удалось сделать, кстати говоря, в ходе работы с президентом Трампом», – заявил российский лидер, оценивая итоги встречи с американским коллегой. Прорывом стало и решение создать рабочую группу для преодоления всего комплекса проблем.
В экспертной среде, впрочем, сомневаются, что российская тема представляет для Белого дома большой интерес. «Существенно то, что Россия для Трампа не является приоритетом и особо важной темой, – считает Федор Лукьянов. – Это немного странно на фоне российского фактора в американской политике и на фоне того, что встреча Путина и Трампа «сожрала» всю повестку, хотя это далеко не самое главное событие мероприятия в Гамбурге. Но это все внешний антураж. Для Трампа самое главное – перекроить на другой лад мировую торговлю и экономическое устройство, а здесь Россия не является игроком. Она – игрок на других полях».