Во время выступления в Варшаве Дональд Трамп впервые назвал политику России дестабилизирующим поведением. Фото Reuters
На переговорах с президентом России Владимиром Путиным в Гамбурге его американский коллега Дональд Трамп может согласиться на уступки по сирийскому досье и по проблеме с арестом российской дипсобственности в Нью-Йорке и Мэриленде. Такую гипотезу в разговоре с «НГ» высказали ведущие западные эксперты по российско-американским отношениям, среди которых – бывший высокопоставленный представитель Пентагона. Однако любая уступка должна быть основана на принципе взаимности, подчеркивают аналитики.
Встреча лидеров на полях саммита G20 не может пройти вхолостую, учитывая то, с каким трудом главе Белого дома даются контакты с поверенными Кремля. Но, несмотря на столь мощное давление вашингтонского официоза, Трамп готов если не уступить, то хотя бы снизить градус напряженности по некоторым направлениям. Накануне форума G20 Белый дом дал понять, что этой темой может стать Сирия. «США и Россия, конечно, имеют нерешенные разногласия по ряду вопросов, но у нас есть потенциал для соответствующей координации в Сирии», – заявил госсекретарь Рекс Тиллерсон. Однако в чем-то позиция Вашингтона остается неизменной. Выступая в четверг в Варшаве, Трамп пообещал укреплять НАТО перед лицом «дестабилизирующего поведения России». С этой оценкой, правда, немедленно не согласился пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Более широким пространством для маневра на переговорах обладает российский президент, действия которого не стеснены рамками политической системы. Вполне возможно, от него в первую очередь стоит ожидать шагов, направленных на разрядку двусторонних отношений и соответственно ситуации внутри Соединенных Штатов. Кремль многократно говорил о готовности работать с новой администрацией.
Рекс Тиллерсон считает, что у российско-американского сотрудничества есть потенциал в сирийском досье. Фото Reuters |
Одним из последних позитивных сигналов Москвы стал визит заместителя главы МИД РФ Сергея Рябкова в резиденцию посла США в Спасо-Хаусе на торжественный прием по случаю Дня независимости. Дипломатические собеседники «НГ» указали на особую значимость этого жеста.
«Президент Путин, вероятно, будет настаивать на возвращении двух объектов, которые были закрыты властями США за использование их для вмешательства в выборы и в наши политические процессы, – заявила «НГ» внештатный старший научный сотрудник Атлантического совета Эвелин Фаркас, занимавшая должность помощника замглавы Пентагона по России и Украине. – Если президент Трамп уступит, ему будет нужно что-то получить взамен. Иначе в Конгрессе поднимется буря. Недостаточно получить что-то соразмерное, как разрешение на возобновление строительства консульства США в Санкт-Петербурге, потому что, с точки зрения Конгресса, шаг России получил непропорционально мягкий ответ президента Обамы». России стоило бы публично уверить США в своем отказе от любого вмешательства, считает аналитик. «Сирия дает наибольший шанс для компромисса, если Россия сможет обуздать максималистские порывы Сирии и Ирана, – полагает Фаркас. – Гражданская война должна завершиться политическим консенсусом, который оппозиция, поддерживаемая США и их союзниками, считает законным. Если этого не произойдет, сирийское правительство столкнется с террористическими выступлениями в обозримом будущем».
Другой областью для потенциального прорыва эксперт называет вопросы ядерных вооружений, ракетной обороны и кибербезопасности. «Мы, возможно, не сможем сразу о чем-то договориться, но по крайней мере мы можем уменьшить риск военных просчетов в этих областях», – говорит Фаркас. Вопрос снятия санкций США, введенных за Украину и Крым, экс-представительница Пентагона считает бесперспективным.
«Встреча между президентами сама по себе не изменит нынешнего негативного тона и курса российско-американских отношений, – пояснил «НГ» директор Института Кеннана при Международном научном центре имени Вудро Вильсона в Вашингтоне Мэтью Рожански. – Однако при тщательной организации подобные переговоры могут помочь частичному сокращению самой серьезной и опасной дисфункции и отправить четкий сигнал правительствам обеих стран о необходимости российско-американской вовлеченности в жизненно важные для каждой стороны национальные интересы».
Однако тщательность проработки российско-американских переговоров, в которых экспертное сообщество видит перспективы для компромиссов, остается под вопросом, если учесть, что значительная часть кадровых позиций в Госдепе остается незаполненной. Об этом детально написал в колонке для Politico бывший сотрудник американского дипведомства Макс Бергман. В четверг, выступая в эфире Bloomberg, замдиректора консалтинговой компании Kissinger Associates Роберт Хорматс заявил, что кадровая пустота подрывает работу Госдепа. Иными словами, качество работы ведомства пока определяется приоритетами руководства.
В свою очередь, Рожански видит первую важность в разрешении скандала вокруг выборов в США. Впрочем, отметим: вероятность того, что Трамп поднимет эту тему в беседе с Путиным, близка к нулю. Во время визита в Польшу глава Белого дома, отвечая на вопросы журналистов, допустил возможность вмешательства Москвы в ход американских выборов. Однако тут же добавил: равно как и других лиц и государств. Он также отметил: только 3–4 из 17 американских спецслужб склонны считать, что Россия вмешивалась в выборы 2016 года. Тем самым он указал на отсутствие консенсуса по этому вопросу даже в разведсообществе.
«Во-вторых, президенты должны отправить ответственных за оборону и безопасность договариваться о сокращении риска случайной эскалации в связи с нарастающими и вопиющими инцидентами «опасного сближения» в море и в воздухе», – полагает Рожански. В-третьих, эксперт убежден, что Трамп должен указать на связь между санкциями США и Украиной. «Важно напомнить Москве, что отказ США и Европы от санкций – это не воображаемая «большая сделка» с включением Сирии или других не связанных с этим проблем», – полагает глава Института Кеннана. Четвертый пункт повестки – это Сирия. «У президента Трампа есть шанс выполнить свои предвыборные обещания о возобновлении сотрудничества РФ и США», – полагает Рожански. Эксперт считает, что страны могли бы возобновить механизм военной координации и вернуться к прежним договоренностям о прекращении огня.
«В-пятых, для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес и вызывающих разногласия, следует восстановить официальные правительственные каналы на среднем и рабочем уровнях, – заявил Рожански. – За последние три десятилетия Москва и Вашингтон неоднократно выстраивали двусторонние механизмы, а рабочие группы занимались всем – от борьбы с терроризмом до сотрудничества в науке и медицине. Раз за разом, когда отношения портились, связи между чиновниками и экспертами поспешно обрывались. В итоге возможности часто упускаются, а кризисы усугубляются из-за отсутствия надежных каналов». С этим связаны скандалы и вокруг обращения с американскими дипломатами в Москве, и вокруг подозрений в адрес уходящего посла РФ в США Сергея Кисляка вкупе с резонансным арестом дипсобственности России.
«Я не удивлюсь, если на встрече Трамп согласится открыть российским дипломатам доступ к комплексам в Нью-Йорке и Мэриленде, – заявил «НГ» директор программы Russia Matters при Белферовском центре науки и международных отношений в Гарвардском институте Саймон Сараджян. – Хотя бы потому, что дальнейшее затягивание с этим вопросом побудит российскую сторону выполнить обещание об ответном ударе и потребовать, чтобы сотрудники американской дипмиссии освободили некоторые помещения или, например, изменить статус Англо-американской школы. Я также думаю, Трамп, если он этого захочет, будет готов подписаться под каким-либо двусторонним заявлением или заявлениями, которые призовут к большим усилиям по снижению конфликтности в Сирии – по обмену данными о международных террористических группировках или по противодействию попыткам этих группировок получить доступ к оружию массового уничтожения». Глава Белого дома также может согласиться на возобновление межправительственного диалога, полагает эксперт.