Фото Gettyimages
В специально переоборудованных павильонах ярмарочно-выставочного комплекса Гамбурга в пятницу открывается двухдневная встреча «большой двадцатки». Как принято в таких случаях, хозяйка саммита канцлер ФРГ Ангела Меркель предложит сфотографироваться, и во всем мире, возможно, с некоторым облегчением, увидят вместе с ней лидеров России, Китая, США, Франции, Великобритании, Японии, ЕС и других стран G20, словно и нет в этой группе опасных разделительных линий и противостояний, требующих преодоления.
Впрочем, протокольная картина не затуманит сложную панораму проблем от безопасности, бедности до иного неблагополучия, перед которыми стоит саммит в Гамбурге. В этой связи значительный интерес немецкой общественности привлекает статья президента РФ Владимира Путина, опубликованная в четверг влиятельной газетой Handelsblatt. В заголовке подчеркивается, что российская сторона разделяет приоритеты немецкого председательства.
Поддержка для немецкой политики, несомненно, важна. Оселком успеха или неудачи саммита является вопрос о том, удастся ли согласовать с делегацией США компромиссные формулы по климату, свободе торговли, неприемлемости протекционизма. Меркель не скрывает имеющихся трудностей. Агентство Reuters со ссылкой на осведомленные круги утверждает, что представители США упорно не дают согласия на компромиссный пассаж о климате в проекте заключительного заявления саммита.
Не случайно в четверг вечером Меркель должна уединиться с президентом США Дональдом Трампом за ужином. Понятно, что ни она, ни ее правительство не собираются обострять отношения с главным союзником и так или иначе серьезным вершителем политики Запада. Такую позицию выражает в интервью Hamburger Abendblatt вице-канцлер и министр иностранных дел Зигмар Габриэль: «Мы не хотим конфронтации с США». Однако, добавляет он, «мы должны вести себя не покорно, а с ясным самосознанием».
Лидер фракции социал-демократов в бундестаге Томас Опперман говорил в среду журналистам: «Если проявлять по отношению к Дональду Трампу перманентное соглашательство, то это приведет к эрозии западных ценностей». Невзирая на саммит, СМИ не устают повторять: «Дональд Трамп слушает, но ничему не учится». Есть немало других комментариев критического свойства. Например, «цели G20 слишком важны, чтобы отказаться от них из-за президента США».
Обращаясь к задачам «двадцатки», Меркель выразила надежду на результат, который покажет, что «мы должным образом занимаемся глобальными вызовами, не припудривая имеющиеся разногласия». При этом она отметила, что мировой порядок претерпевает изменения одновременно с подвижками в соотношении сил.
Любопытные новые данные об этом привел журнал Spiegel. Так, если суммарная доля государств «двадцатки» в мировом ВВП не меняется, составляя 73%, то внутри группы наблюдаются серьезные подвижки. Потенциал США и других членов G7, равнявшийся в конце прошлого века 44%, сократился в 2016 году до 31%. Доля Германии была 5%, стала 3,95%. Группа стран БРИКС со времени основания G20 увеличила удельный вес в мировой экономике с 18,4 до 31,2% (в основном за счет Китая и Индии), впервые превысив в прошлом году долю «семерки». Журнал резюмирует: «Значение Запада сокращается».
Перемены, конечно, отражаются на позициях и подходах участников «двадцатки» к гамбургской повестке дня. А в конкретной работе саммита осложняют Меркель дело с «утряской» заключительного заявления, которое требует согласия всех членов форума. Шансы на это есть, но и препятствий, преимущественно американского свойства, тоже достаточно. Недаром, говоря о спорных обстоятельствах, Меркель заявила, что предстоит решать проблему «квадратуры круга».
Кстати, это имеет значение и для ее избирательной кампании. Успех саммита сулит еще более поднять ее рейтинг в глазах электората. Хотя и без того ее соперник с претензией на канцлерский пост, новый лидер СДПГ Мартин Шульц отодвинут в эти дни в информационную тень. Тем не менее в четверг он вместе с Габриэлем представил на пресс-конференции свой взгляд на G20 в виде меморандума, предлагающего «пять целей новой фазы международного сотрудничества». Среди них – идея проводить «двадцатку» в дальнейшем только в нью-йоркской резиденции ООН.