Фото Gettyimages
Катарский кризис станет одной из тем, которую поднимут в ходе личной встречи президент РФ Владимир Путин и король Саудовской Аравии Сальман бин Абдель Азиз Аль Сауд. Как удалось выяснить «НГ», на минувшей неделе в российской столице побывала королевская служба протокола. Вероятно, сам визит монарха в Россию состоится после саммита «большой двадцатки» в Гамбурге 7–8 июля. В экспертной среде полагают: Эр-Рияд намерен упрочить экономические отношения с Москвой.
Россию от Саудовской Аравии по-прежнему отделяет целый ряд разногласий политического характера. Правда, в катарском кризисе, инициатором которого стал Эр-Рияд, Москва пытается найти подход к обеим сторонам конфликта.
Выходы из дипломатического тупика стали темой телефонных переговоров Путина и эмира Катара Тамима Бен Хамада Аль Тани, которые состоялись в минувшие выходные. «Владимир Путин подчеркнул важность политико-дипломатических усилий, направленных на преодоление имеющихся разногласий и нормализацию создавшейся непростой ситуации», – говорится в заявлении Кремля. Эта же проблема была затронута во время телефонной беседы российского лидера с королем Бахрейна Хамадом Бен Исой Аль Халифой.
Впрочем, говорить, что дипломатический бойкот, объявленный Катару, будет занимать центральное место в переговорах президента России и короля Саудовской Аравии, неправильно, учитывая то, что за последнее время обе страны активизировали контакты на экономическом направлении. Так, в начале июня министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халед аль-Фалех заявил, что Москва и Эр-Рияд могут даже создать совместный инвестиционный фонд. «Это концепция создания совместного фонда для инвестиций, в первую очередь в сервисные компании. Это даст широкие возможности для инвестирования в Саудовскую Аравию, в Ближний Восток», – заявил министр в кулуарах Петербургского экономического форума.
«Намерение Саудовской Аравии выстроить экономические отношения с Россией кажется попыткой экономически завязать ее на себя, сделать так, чтобы с ней было проще договариваться по политическим вопросам в регионе, – заявил «НГ» старший преподаватель департамента политической науки ВШЭ Леонид Исаев. – Не думаю, что визит саудовского короля связан исключительно с тем, что происходит с Катаром. Логика развития российско-саудовских отношений должна была к этому привести. Отношения постепенно нормализовывались. Мне кажется, что просто сейчас настал такой момент, когда целый ряд вопросов требует ответов на самом высоком уровне, прежде всего со стороны Саудовской Аравии. Безусловно, катарская проблематика будет поставлена на повестку, но нас волнуют экономические вопросы».
Эксперт допускает, что катарский кризис позволит Москве добиться от Эр-Рияда большего в ходе переговоров. «Принципиальный вопрос заключается в том, что мы может предложить взамен, – в то же время заявил Исаев. – По сути, мы разменяли йеменский кризис на благоприятную для нас ситуацию в ОПЕК, на стабилизацию нефтяного рынка».
Однако аналитик скептически смотрит на то, что Россия может занять откровенно просаудовскую позицию в обмен на экономические выгоды. «Думаю, детерминистский подход здесь не сработает, – полагает Исаев. – Россия заинтересована играть сбалансированную роль, сохраняя отношения со всеми участниками конфликта».
Аналитик отмечает, что приезд саудовского короля – это принципиально иной уровень контактов. «До этого максимум, с кем мы контактировали, – это Мухаммед бин Сальман, но тогда он был третий человек в стране, – говорит Исаев. – Сейчас будет тот уровень, на котором можно о чем-то договориться, в том числе по каким-то сложным и принципиальным вопросам».
Эксперт видит три возможных итога переговоров: «Первое – мы сохраняем тот уровень взаимодействия, который у нас существует. Второе, более вероятное: мы, возможно, продвинемся по каким-то вопросам, в том числе экономического характера, которые были нами зафиксированы на прошлых встречах между Путиным и бин Сальманом. Третье, менее вероятное: может быть, мы договоримся с Эр-Риядом по каким-то принципиально новым позициям».