Мишел Темер пообещал доказать свою невиновность. Фото Reuters
Впервые в истории Бразилии федеральный прокурор обратился в Верховный суд страны с запросом о предъявлении обвинения в коррупции главе государства. Обещавший покончить с мздоимством в стране Мишел Темер сам подозревается в получении взятки в полмиллиона реалов. Решение о его привлечении к суду будет принимать парламент.
Не прошло и недели после визита Темера в Россию и Норвегию, как федеральный прокурор Бразилии Родригу Жано выдвинул против него новые обвинения – на сей раз во взяточничестве. А ведь «за счет визита в Москву Темер пытался хоть как-то подправить свой имидж», как сказал «НГ» заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики России МГИМО, доктор политических наук Борис Мартынов. Поскольку против президента уже было открыто расследование по обвинению в препятствии отправлению правосудия и оппозиционные политики направили в парламент запрос об его импичменте, Темеру, по мнению эксперта, было важно показать, что «он не сдает позиции, а ездит по миру в поисках инвестиций и отстаивает интересы своей страны».
В документе за подписью Жано утверждается, что «Мишел Темер и его бывший советник Родригу Роша Лоурес подменили исполнение важнейших обязанностей госслужащих незаконными действиями, которые выполнялись в их личных интересах», сообщила газета Folha de Sao Paulo. Долгое время президент получал взятки для Партии бразильского демократического движения от Жоэсли Батисты, президента компании J&F Investimentos S.A., крупнейшего производителя мяса. Весной 2017 года Темер, воспользовавшись занимаемой должностью главы государства, получил от мясного магната «незаконные блага» в размере 500 тыс. реалов (152 тыс. долл.). При этом Батиста якобы сделал тайную запись своего разговора с Темером, которую и предоставил в качестве доказательства. Кроме того, он заявил об участии Темера в коррупционной схеме в правительстве с 2010 года. В интервью порталу Epoca Globo Батиста заявил, что в рамках этой схемы политики вымогали взятки у бизнесменов и высокопоставленных должностных лиц в обмен на политическую поддержку.
По бразильскому законодательству, президент обладает частичной неприкосновенностью от судебного преследования, поэтому решение о предъявлении ему обвинений может принять только Верховный суд. Однако суд должен получить разрешение парламента на соответствующие действия. За инициативу федерального прокурора должны проголосовать не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента, или 342 человека.
В этом случае Темер будет отстранен от должности на 180 дней, а исполняющим обязанности главы государства на этот период станет спикер нижней палаты Родриго Майя. Если Темера признают виновным, он лишится своего поста. Наказание за коррупцию предполагает от 2 до 12 лет тюремного заключения и штраф. Если же судьи не смогут вынести обвинительный приговор или вынесут оправдательный приговор, президент вернется к исполнению своих обязанностей.
Сам Темер отрицает все обвинения и заявляет, что в отставку не уйдет. Как пишут бразильские СМИ, он может рассчитывать на поддержку более половины парламентариев. Все они – представители политических партий, которые входят в правящую коалицию. Это означает, что запрос федерального прокурора о предъявлении обвинений президенту скорее всего будет отклонен. При таком развитии событий дело в отношении главы государства будет закрыто.
Темер стал президентом меньше года назад после импичмента Дилмы Руссефф. К настоящему времени его рейтинг достиг исторического минимума с 1990 года. Судя по результатам опроса Instituto Datafolha, 93% бразильцев негативно оценивают стиль и эффективность работы президента. Всего 7% тех, кто позитивно относится к Темеру, – его личный антирекорд и свидетельство дальнейшего снижения популярности. Еще два месяца назад деятельность президента одобряли 9% бразильцев.
На этом фоне бывший президент Фернандо Энрики Кардозу заявил, что в сложившейся ситуации нет смысла ждать установленного срока проведения выборов – октября 2018 года. По мнению Кардозу, последствия затягивания вопроса с новым главой государства могут оказаться слишком тяжелыми для Бразилии. Куда более разумным представляется ему проведение досрочных президентских выборов в феврале или марте следующего года.
«Правительству страны следует обрести легитимность, а для этого нужно того, кто запачкан причастностью к коррупции, отдалить от власти, – цитирует Кардозу испанское агентство EFE. – Когда федеральный прокурор подает ходатайство о возбуждении уголовного дела в отношении действующего лидера страны, это просто ужасно. Такого мы в истории нашей страны еще не видели».