Приезд Башара Асада на военную базу в Латакии стал первым с начала российской операции в Сирии. Фото со страницы президента Сирии в Facebook
Начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов провел переговоры с президентом Сирии Башаром Асадом, впервые прибывшим на российскую базу Хмеймим. Встреча сирийского лидера с российскими военными последовала за ужесточением риторики американской администрации, которая пригрозила официальному Дамаску возмездием в том случае, если химическое оружие будет применено. Наблюдатели видят в угрозе Белого дома намерение нанести новый удар по сирийским позициям.
«В ходе совместной работы обсуждены вопросы координации действий сирийских правительственных войск при поддержке авиации ВКС России по борьбе с международными террористическими группировками, – говорится в сообщении Министерства обороны РФ о переговорах главы Генштаба с сирийским президентом. – Также затрагивалась тема соблюдения режима прекращения огня в рамках выполнения Меморандума о создании зон деэскалации». Сообщается, что президент осмотрел образцы оружия.
Не исключено, что первый визит Асада в Хмеймим следует рассматривать в контексте заявлений Белого дома относительно Сирии. «Соединенные Штаты определили потенциальную подготовку режима Асада к еще одному нападению с применением химического оружия, что, вероятно, приведет к массовой гибели мирных жителей, в том числе невинных детей», – заявил днем ранее пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер. Спайсер побещал, что Асад и его войска заплатят «высокую цену» в том случае, если химическое оружие будет действительно применено.
Удар США по Шайрату был призван показать Дамаску «красную линию» в вопросе с химическим оружием. Фото с сайта www.defense.gov |
Директор американской Ассоциации по контролю над вооружением Дэрил Кимбалл заявил газете New York Times, что не помнит за последние 20 лет, чтобы Белый дом делал столь явное публичное предупреждение иностранному правительству об использовании запрещенных видов оружия. Чаще всего такие вопросы обсуждаются непублично, добавил Кимбалл.
В разговоре с порталом BuzzFeed пять сотрудников Пентагона сообщили, что не располагают информацией, в каком районе ведется предположительная подготовка химической атаки, о которой шла речь в сообщении Спайсера. Более того, представители оборонного ведомства США заявили журналистам, что были не в курсе о намерении администрации президента США Дональда Трампа опубликовать подобное заявление, хотя обычно такие выступления до своего появления на публику должны согласовываться со всеми ведомствами, занимающимися безопасностью.
Сам официальный Дамаск отвергает обвинение в готовности применить химическое оружие. Так, министр по вопросам национального примирения Сирии Али Хайдар заявил, что Вашингтон своим заявлением предвещает «дипломатическую битву» против Сирии, которая развернется в ООН.
О необоснованности подобных заявлений, сделанных американской стороной, говорят и в Кремле. «Конечно же, подобные угрозы законному руководству Сирии мы считаем неприемлемыми, – заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. – Но важно при этом отметить, что мы считаем абсолютно недопустимым и неприемлемым использование химических отравляющих веществ».
Тем не менее для американской прессы слова Спайсера стали почвой для интерпретаций. «Распространенное сообщение (администрации США. – «НГ»), как кажется, является этапом подготовки к новому вооруженному удару», – пишет New York Times, напоминая, что после данных о предполагаемом химическом ударе в Хан-Шейхуне Белый дом тут же распорядился нанести по позициям Асада удар «Томагавками» по базе Шайрат. Издание Washington Post, в свою очередь, отметило, что у американской стороны есть различные виды оружия, которые можно применить в ответ на действия Дамаска. «Но наиболее вероятным сценарием кажется удар с использованием военно-морских средств, который вызовет меньше дипломатических проблем, нежели использование военных баз в союзных странах», – отмечает издание.
В российской экспертной среде сомневаются, что риторика Белого дома говорит о его намерении нанести новый удар по позициям асадовских войск. «Сообщения скорее находятся в том формате взаимоотношений, которые сложились между Вашингтоном и Дамаском, – пояснил «НГ» начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов. – Однако применение Дамаском химического оружия в очередной раз не исключено, потому что он при поддержке Тегерана ставит целью не допустить сближения позиций Москвы и Вашингтона по сирийскому вопросу. Такие провокации со стороны Дамаска или Тегерана возможны». Еще один повод для жестких шагов со стороны США аналитик видит в попытке сирийского правительства блокировать кантон Африн, который контролируют союзные США курдские отряды.
Западные аналитики воздерживаются от того, чтобы дать политике Белого дома в Сирии четкое объяснение. «Очень сложно понять текущую стратегию США, – заявил «НГ» директор программы изучения международной безопасности в Королевском объединенном институте оборонных исследований (RUSI) Рафаэлло Пантуччи. – Думаю, президент Трамп очень хочет показать масштабы своей силы. Мне кажется, это главное, что движет его мыслями».