0
20771
Газета В мире Интернет-версия

26.06.2017 00:01:00

Союзники Москвы по ОДКБ не желают воевать в Сирии

Тэги: сирийский кризис, миротворцы, россия, турция, иран, одкб


сирийский кризис, миротворцы, россия, турция, иран, одкб Алмазбек Атамбаев не намерен отправлять киргизских военных в Сирию. Фото с сайта www.tatarstan.ru

Миротворческий процесс в Сирии, в котором участвуют Россия, Турция и Иран, сталкивается с очередными трудностями. Сейчас для Москвы они выражаются в том, что к этому процессу отказываются присоединяться ближайшие союзники РФ по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Киргизия и Казахстан. 

О том, что Москва ведет переговоры с Бишкеком и Астаной по отправке военных этих стран в Сирию, сообщил на днях глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов. Ранее об этом же говорил представитель президента Турции на переговорах по Сирии Ибрагим Калын. 

Однако данную информацию немедленно опровергли глава Киргизии Алмазбек Атамбаев и руководитель казахстанского МИДа Кайрат Абдрахманов. Атамбаев заявил, что отправка киргизских военнослужащих в Сирию – «это очень непростая вещь». «И если этот вопрос хоть когда-нибудь поднимется, то для него, во-первых, нужно решение всех стран ОДКБ, резолюция ООН, и потом окончательно это решает парламент страны», – описал он процедуру. Атамбаев добавил: «Если когда-нибудь, видимо, уже это будет ни при моем президентстве, этот вопрос возникнет, то Киргизия должна направлять туда не регулярные части и соединения, но если будут какие-то желающие из числа кадровых военных, офицеров». «Мы сейчас абсолютно это не обсуждали (имеется в виду недавняя встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. – «НГ»), я был удивлен, когда этот вопрос подняли», – подчеркнул президент Киргизии.

В подобном духе дал комментарий и Кайрат Абдрахманов. «С нашей стороны, со стороны Казахстана, могу вас уверить, что мы не ведем никаких официальных переговоров относительно направления наших военнослужащих в Сирию, – сказал министр в рамках XIV Евразийского медиафорума. – Заложниками мы – ни Казахстан, ни Кыргызстан – как суверенные, независимые, также очень хорошо сбалансированные в своей внешней политике страны, никогда не станем». Он отметил, что для Казахстана «принципиально важным условием для рассмотрения возможности направления своих миротворцев в любую горячую точку мира является наличие резолюции Совбеза ООН… и соответствующего мандата этой организации». Вопрос о том, как будет обеспечена безопасность и эффективность четырех зон деэскалации в Сирии, «находится в компетенции стран – гарантов астанинского процесса (Россия, Турция, Иран), которые обсудят эти и другие вопросы в ходе предстоящей встречи в Астане 4–5 июля», пояснил Абдрахманов.

Между тем, судя по имеющейся у «НГ» информации, определенные консультации, связанные с отправкой киргизских и казахстанских военнослужащих в Сирию, все же до недавнего времени проходили. И не исключено, что продолжаются. Это подтверждают источники Интерфакса, мнения экспертов, а также другая информация. Скажем, по признанию главы МИД Киргизии Эрлана Абдылдаева, которые он сделал 23 июня, такие консультации прошли «в рамках ОДКБ по инициативе российской стороны, однако какого-либо развития вопрос не получил». Кто именно проводил такие консультации, Абдылдаев не сообщил. Однако если вспомнить недавний саммит министров обороны ОДКБ в Минске, то такие консультации там вполне могли быть. 13 июня генеральный секретарь ОДКБ Юрий Хачатуров по итогам саммита сообщил журналистам, что помимо основных плановых вопросов в узком составе «главы военных ведомств стран ОДКБ на заседании в Минске обсудили вопросы, связанные с обеспечением безопасности за пределами зоны ответственности организации». Была ли это Сирия – неизвестно.

Как сообщают СМИ, предложение от РФ о размещении в Сирии киргизских и казахских военных якобы прозвучало на прошлой неделе на переговорах турецких чиновников со спецпредставителем президента России по Сирии Александром Лаврентьевым. В то же время это может быть скорее не российская, а турецкая инициатива. На пресс-конференции, которая прошла в конце прошлой недели, Ибрагим Калын, официальный представитель президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, дал понять, что в провинции Идлиб проживает более миллиона человек, в основном мусульмане-сунниты, «и нужно решить, сколько солдат необходимо для обеспечения их безопасности». По его логике следует, что эти солдаты должны быть такого же вероисповедания. Но почему здесь обязательно должны быть солдаты-миротворцы из Киргизии и Казахстана?

Экс-президент Турции Абдулла Гюль на Евразийском медиафоруме в Астане заявил, что «этот вопрос мог быть просто неправильно истолкован». При этом Гюль отметил, что «Идлиб – суннитская часть оппозиции, Идлиб – это не курдский регион, а арабский, и большая часть оппозиции находится там, а также люди, сбежавшие от сил режима». Для обеспечения их безопасности и работают сейчас Турция, Россия и Иран, отметил он.

Военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев обращает внимание на то, что официально Россия не раз предлагала своим партнерам и союзникам принять участие в решении гуманитарных задач в Сирии – разминировании, доставке гуманитарных грузов и т.п. «И здесь нет ничего необычного, что Россия предлагает привлечь для выполнения своих задач по примирению сторон в Сирии своих партнеров по ОДКБ. Тем более что участие в этом процессе других стран предполагает принятый в Астане в начале мая меморандум о создании в Сирии зон деэскалации. Почему такое неприятие российских предложений – не совсем понятно», – говорит эксперт.

Неткачев отмечает, что Россия, как США от НАТО, не может потребовать от своих союзников по ОДКБ увеличить военные расходы. «Видимо, у наших союзников нет понимания и солидарности по участию в обеспечении безопасности в регионах, где действуют террористы. А ведь в Сирии среди боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) немало выходцев из Казахстана и Киргизии. Почему бы этим странам вместе с РФ не навести там порядок?» – задает вопрос эксперт.

«Все, видимо, упирается в деньги. И в геополитические ориентиры, которые так называемые союзники РФ определили для себя», – объясняет Неткачев. Он отмечает, что уровень военных расходов Казахстана и Киргизии – около 1% от валового внутреннего продукта, тогда как в РФ он почти в 4 раза больше. При этом РФ поставляет союзникам военную продукцию по льготным ценам. Он вспоминает, что «военнослужащие Казахстана с желанием участвовали в операциях США и НАТО в Афганистане. А Киргизия в свое время разрешила на своей территории открыть американскую военную базу. Это противоречило интересам России. Но ее союзники действовали, несмотря на это. Пытаются продемонстрировать свою независимость от РФ они и сейчас. И это в известной степени является показателем истинного авторитета России в ОДКБ».   


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новая глава для Freedom Finance: международный рост и инновации

Новая глава для Freedom Finance: международный рост и инновации

Галина Грачева

0
682
 КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

0
1710
 ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

0
1691
 ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

0
1604

Другие новости