Фото Gettyimages
Россия рассматривает варианты ответных мер на расширение антироссийских санкций со стороны США. Об этом сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Несмотря на то что американский законопроект о новых ограничениях в отношении Москвы притормозили в Палате представителей Конгресса, в западной экспертной среде не исключают, что законодатели смогут применить этот санкционный пакет.
«Как показывают санкции всех предыдущих нескольких лет, безусловно, главный принцип реакции на санкционные действия – это принцип взаимности, поэтому это вполне объяснимо и понятно», – заявил Песков журналистам, отвечая на вопрос о возможном ответе российской стороны на американские ограничения. Комментируя недавнее расширение санкционных мер со стороны американского Минфина, представитель российского президента отметил: «Санкции восприняли с сожалением. С сожалением того, что пока продолжается ставка на санкционную риторику, далекую от конструктивизма, а главное – далекую от реальной демонстрации политической воли на урегулирование той проблемы, которую мы имеем вокруг Украины».
Тем временем новому масштабному документу о новых мерах против нефтяной промышленности, финансовых потоков и государственных организаций России не удалось быстро пройти через Палату представителей, хотя ранее он получил одобрение Сената. Виной тому стало конституционное правило, согласно которому любой финансовый законопроект сначала должен выноситься на рассмотрение нижней палаты Конгресса. «Это не вопрос политики и не вопрос предвзятости, – пояснил конгрессмен-республиканец Кэвин Брейди. – Это конституционная проблема, которую мы рассчитываем решить в позитивном ключе».
Впрочем, представители Демократической партии расценивают последние действия Палаты представителей как попытку однопартийцев президента США Дональда Трампа «похоронить» санкционный законопроект. Тем более что соратники главы Белого дома пытались повлиять на республиканцев из нижней палаты в этом вопросе, опасаясь, что принятие санкционного пакета лишит Трампа гибкости в переговорах с российской стороной. «Республиканцы в Палате представителей рассматривают вариант с процедурным предлогом, чтобы скрыть то, что они действительно делают, – покрывают президента, который был слишком мягок по отношению к России, – заявил лидер сенатского меньшинства Чак Шумер. – Сенат принял этот законопроект подавляющим двухпартийным большинством – 98 голосов против 2, посылая мощный сигнал президенту Трампу о том, что он не должен снимать санкции».
В Палате представителей также рассматривают возможность отказа от некоторых положений российско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Представители комитета по делам вооруженных сил хотят заложить в проект о финансировании Пентагона на 2018 год соответствующую статью. Со ссылкой на пояснительную записку законопроекта ТАСС отмечает: в случае одобрения данной инициативы директор национальной разведки должен уведомлять конгрессменов о проводимых российской стороной ракетных разработках и испытаниях, которые, с его точки зрения, не соответствуют ДРСМД.
Разработчики инициативы республиканец Майкл Роджерс и демократ Джим Купер также хотят запретить оборонному ведомству тратить бюджетные средства на то, чтобы продлять выполнение Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Однако говорить о вступлении в силу этой инициативы пока рано: ей еще предстоит пройти подкомитет и комитет.
Если возвращаться к масштабному законопроекту об антироссийских санкциях, который прошел через американский Сенат, то в западной экспертной среде видят в нем новые тенденции. «Выбор Соединенными Штатами цели для санкций остается таким же, однако становится все более сфокусированным на государственных предприятиях, которые мало что делают для обычных россиян и которые связаны с приятелями президента Путина, – пояснил «НГ» профессор Джорджтаунского университета, ведущий сотрудник Атлантического совета Андерс Аслунд. – Они обходят частные компании и те предприятия, которые работают непосредственно в интересах российского народа».
Аналитик отметил, что принятие Палатой представителей статьи о российских санкциях, которая прикреплена к «Закону о противодействии дестабилизирующей деятельности Ирана», зависит от поведения президента Трампа в отношениях с российской стороной. «Если они (лидеры республиканцев в Палате представителей. – «НГ») посчитают, что Трамп слишком мягок с Путиным, они скорее всего быстро примут и утвердят законопроект, – спрогнозировал Аслунд. – Это мне кажется наиболее вероятным. Тем не менее внезапное приглашение Порошенко, по всей видимости, было инициировано, потому что Белый дом увидел, что риск подобного принятия (законопроекта. – «НГ») велик, и захотел сделать что-то, что уменьшит эту вероятность».