На вопрос главного редактора «НГ» президент дал развернутый ответ. Кадр с видео телеканала «Россия»
Укрепление отношений между Москвой и Вашингтоном зависит не только от российской стороны, заявил президент Владимир Путин, отвечая в ходе «Прямой линии» на вопрос главного редактора «НГ» Константина Ремчукова. Глава государства выделил несколько сфер, где обе державы могут тесно взаимодействовать, однако заметил: любые позитивные тенденции чаще всего осложнены последствиями внутриполитической борьбы в США.
«Это прежде всего контроль за нераспространением оружия массового уничтожения, – заявил Путин, очерчивая главные области потенциального сотрудничества российской и американской сторон. – Чрезвычайно важная сфера. И это касается не только северокорейской проблемы».
Затем хозяин Кремля упомянул проблему бедности, которая, по его мнению, является причиной возникновения радикализма, и негативное влияние на экологию. «Мы знаем позицию действующей администрации по поводу Парижских соглашений, – отметил Путин. – Но президент Трамп не отказывается, а вступает в дискуссию на эту тему».
Российский лидер напомнил, что Москва и Вашингтон вместе успешно работали над выходом из ситуации, в которой оказался Иран из-за ядерной программы. «Все-таки договорились? Договорились, – отметил Путин. – Значит, есть позитивные примеры нашего сотрудничества».
В настоящее время российская и американская стороны могут скоординировать усилия для решения сирийской проблемы, уверен глава государства. «Всем уже очевидно, что без конструктивной совместной работы ничего не получится, – отметил Путин. – Но есть и другие горячие точки. Мы очень надеемся на конструктивную роль США в урегулировании кризиса на юго-востоке Украины. У нас много тем, над которыми мы можем работать. Но это не зависит только от нас».
Путин уверил, что жители России не питают к США неприязни. «Я знаю настроения наших людей – мы не считаем Америку своим врагом», – заявил президент, напомнив, что дважды в истории Москва и Вашингтон «объединяли свои усилия». «То, что сейчас развивается русофобия в США, мы это видим, мы считаем, что это результат прежде всего обостряющейся внутриполитической борьбы», – заметил глава государства. «Такая, к сожалению, истерия в СМИ наверняка влияет на ум и настроения, – считает Путин. – Но уверяю вас, что и в России очень много людей, которые с большим уважением относятся к достижениям американского народа и надеются на то, что наши отношения в конечном итоге придут в нормальное состояние. В чем мы крайне заинтересованы – и мы, и Соединенные Штаты».
Путину и его американскому коллеге Дональду Трампу через считаные недели предстоит встреча на полях саммита G20 в Гамбурге. С ней связаны надежды на потепление в российско-американских связях. Недавно госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что отношения двух стран невозможно полностью «перезагрузить», однако не исключено, что Трамп захочет их реанимировать «в тех областях, которые отвечают интересам американского народа». В экспертной среде любой прогноз о российско-американском потеплении встречают со скепсисом. Аналитики полагают, что глава Белого дома находится под слишком большим давлением американского истеблишмента, выступающего категорически против какой-либо новой «перезагрузки» в отношениях РФ и США.
Путин неоднократно заявлял, что противостояние, разыгравшееся между Трампом и частью американской элиты, является барьером на пути многих позитивных тенденций, наметившихся со сменой американской администрации. Во время «Прямой линии» глава государства не обошел вниманием скандал, в центре которого оказался Джеймс Коми, смещенный с поста директора ФБР по решению Трампа. «Это очень странно, что руководитель спецслужбы записывает свои разговоры с Верховным главнокомандующим, а потом еще через своего друга передает их в СМИ, – отметил Путин. – Чем тогда директор ФБР отличается от господина Сноудена? Тогда он не руководитель спецслужбы, а правозащитник, который защищает определенную позицию. Кстати, если в этой связи против него будут какие-то преследования, мы и ему будем готовы предоставить политическое убежище в России».
Отвечая на вопрос об антироссийских санкциях, президент РФ заявил, что пакеты запретительных мер в отношении Москвы появляются без какой-либо причины. «Это, конечно, и свидетельство продолжающейся внутриполитической борьбы в Штатах, – заметил Путин. – Сейчас мы знаем, что в Сенате США опять возник законопроект по поводу ужесточения этих санкций. Кстати говоря, почему? Ведь ничего такого экстраординарного не происходит. В связи с чем на голом месте опять начали говорить об этих санкциях?» По мнению президента РФ, если бы не было крымских событий и кризиса на юго-востоке Украины, то на Западе «придумали что-нибудь еще». Впрочем, Путин уверяет, что санкции не повлияли на экономику РФ кардинальным образом. «На нас больше отразились мировая конъюнктура и снижение цен на наши традиционные товары: нефть, газ, металлургическую промышленность, химию», – пояснил российский лидер.
Впрочем, слова Путина о путях взаимодействия между Россией и США не произвели большого впечатления на западные СМИ. Пресса больше обратила внимание на «едкость», с которой президент, по оценке телеканала Fox News, обратился к Коми.
В свою очередь, телеканал CNN, известный своей антипатией к политике Трампа, выделил всего три интересных момента в «Прямой линии». Это глубоко личные признания президента России о своей семье, его оценку последствий запретительных мер со стороны западных стран, а также критические сообщения жителей России, которые выводились на экране крупнейших государственных телеканалов России во время «Прямой линии». Это, как заключил CNN, признак того, что с политикой Кремля согласны не все.