На фото встреча министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу и его катарского коллеги Мухаммеда бен Абдель Рахмана Аль Тани. Фото Gettyimages
Власти Катара допускают, что их разрыв с соседями может иметь необратимый характер. «Между членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) останется недоверие, и его будет тяжело или даже невозможно преодолеть», – пояснил «НГ» источник в катарском Министерстве иностранных дел. Впрочем, западные эксперты придерживаются другого мнения – они полагают, что напряженность внутри ССАГПЗ сохранится максимум до 2020 года.
В настоящее время стратегия Дохи сводится к замещению товаров из Саудовской Аравии и из других государств, решивших проучить эмират при помощи экономических мер. «Мы способны найти замену импорту, и мы уже это делаем, – уверил «НГ» катарский дипломатический источник. - У Катара отличные отношения со многими странами Западной Европы (Британия, Франция, Германия) и, конечно же, с Турцией. Все эти государства имеют большие экономические интересы (на территории Катара. – «НГ»), и они не позволят, чтобы эти интересы были подорваны безответственными действиями».
Комментируя визит главы катарского МИДа Мухаммеда бен Абдель Рахмана Аль Тани в Россию и его заявления, сделанные по итогам переговоров с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, собеседник «НГ» пояснил: Доха не отказалась от продовольственной помощи со стороны Москвы – она оставила за собой право воспользоваться российским предложением, когда возникнет такая необходимость. «Все доступно, это стратегический резерв», – пояснил катарский дипломат. Впрочем, большие надежды на помощь в урегулировании разразившегося кризиса в Катаре возлагают не на глобальных, а на региональных игроков. «Думаю, лучше решать проблемы при посредничестве Кувейта, для начала в рамках ССАГПЗ», – отметил собеседник «НГ» во внешнеполитическом ведомстве эмирата.
Помощь катарской стороне оказывает и Турция. На фоне последних событий вокруг эмирата в среду туда отправился глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. Турецкая сторона неоднократно подчеркивала необоснованный характер обвинений в адрес катарского правящего дома, выдвигаемых руководством Саудовской Аравии и других арабских стран, выражающих солидарность с Эр-Риядом. Доха и Анкара активизировали экономические связи на фоне блокады со стороны ССАГПЗ. Особенно явно этот процесс прослеживается в строительном бизнесе. В скором времени турецкий Измир должны посетить представители катарских компаний, задействованных в подготовке объектов к чемпионату мира по футболу 2022 года. Одна из целей их визита в Турцию – приобрести природный камень. Как сообщил агентству Anadolu глава Эгейской ассоциации экспортеров минералов Мевлют Кая, в переговорах принимают участие 26 турецких компаний – экспортеров этого материала.
Анкара остается одним из основных поставщиков продовольствия для эмирата, оказавшегося в условиях региональной блокады. Вместе с ней на эту роль претендует и Тегеран, из-за которого Доха оказалась мишенью для обвинений. «Турция и Иран уже заместили значительные продовольственные ресурсы Катара, компенсировав те, которые шли со стороны ССАГПЗ, – пояснил «НГ» доцент Королевского колледжа в Лондоне и автор книги «Катар: защита глобальных амбиций города-государства» Дэвид Робертс. – Однако проблема Катара заключается в том, чтобы заместить сырьевые материалы для промышленности, которые прибывают и убывают через одну-единственную сухопутную границу – с Саудовской Аравией. В будущем Катар попытается диверсифицировать свои источники импорта».
В западной экспертной среде также полагают, что Катар продемонстрировал удивительную способность адаптироваться к санкциям и экономическим мерам, принятым другими арабскими государствами. «Поддержка Турции, а также Ирана предоставила катарской стороне такие варианты, которые помогут ей пройти первые фазы кризиса относительно невредимой, – заявил «НГ» научный сотрудник Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI) Майкл Стефенс. – Экспорт сжиженного природного газа существенно не пострадал, хотя я действительно ожидаю, что Qatar Petroleum сократит некоторые из своих будущих проектов, предвосхищая снижение доходов. Кроме этого, Qatar Airways скорее всего поборется за то, чтобы остаться конкурентоспособной компанией. Я подозреваю, что маршруты из Европы в Восточную Азию через Доху переживут минимальные сбои».
Главный вопрос, по мнению британского эксперта, состоит в том, каковы будут долгосрочные последствия для катарской стороны. «Несмотря на то что Катар – богатая страна, ему придется значительно увеличить свои расходы, чтобы импортировать базовые товары и материалы, – полагает Стефенс. – В стране уже начался бюджетный дефицит. Как итог, мы должны ожидать, что эта тенденция возрастет. Когда все шло хорошо, Катар привлек большой объем долгового финансирования под низкие проценты, и ему все равно придется это выплачивать. В связи с этим в краткосрочной перспективе Катар способен выдержать бурю, но в среднесрочной – она нанесет некоторый ущерб его экономике. Реалистично то, что если этот кризис продолжится, он не сможет продлиться дольше 2020 года, потому что это повлияет на чемпионат мира – блестящий камень в короне Катара».