Фото Gettyimages
Как сообщил представитель Генштаба Вооруженных сил РФ Сергей Рудской, с российской помощью в Сирии набирает силу миротворческий процесс, и, видимо, совсем скоро будут предприняты окончательные шаги по политическому урегулированию сирийского конфликта. «Гражданская война в Сирии остановлена», – заявил генерал-полковник. Но такой вывод можно назвать слишком оптимистичным.
До нормализации обстановки в Сирийской Арабской Республике (САР), судя по сообщениям СМИ, очень далеко. Практически во всех провинциях страны не затухают боевые действия. А созданные по инициативе Москвы зоны деэскалации (ЗД) составляют не более 10% от всей территории Сирии.
С тем, что обстановка в стране остается сложной, согласны и сами военные: после создания ЗД активные боевые действия против террористических группировок продолжаются с новой силой. Правительственные войска и отряды народного ополчения при поддержке российской группировки войск (РГВ) воюют против боевиков запрещенных в РФ «Исламского государства» (ИГ), «Джебхат ан-Нусры» и других бандформирований. По мнению российского военного ведомства, войска президента Сирии Башара Асада и силы, которые его поддерживают, «развивают успех на северо-востоке провинции Алеппо, в районе Пальмиры, Восточном Каламуне и на юге Сирии». Командующий РГВ на территории Сирии генерал-полковник Сергей Суровикин отмечает, что «темпы наступления правительственных войск увеличились до 8 км в сутки».
В Минобороны России уверены, что действенной борьбе против ИГ и других отрядов боевиков на определенных этапах мешает международная коалиция, возглавляемая США. «Продекларировав цель борьбы с международным терроризмом, коалиция наносит удары по сирийским войскам, беспрепятственно выпускает боевиков ИГ из районов окружения, усиливая группировки террористов в районах Пальмиры и Дэр-Эз-Зора», – заявил Рудской.
Его поддержал глава российского МИДа Сергей Лавров, который в ходе недавнего телефонного разговора с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном выразил категорическое несогласие с ударами США по сирийским войскам. Лавров «призвал к принятию конкретных мер по недопущению подобных инцидентов в будущем».
Противодействие проправительственным сирийским войскам Пентагон начал после того, как Дамаск стал успешно наступать, продвигаясь на северо-восток вдоль сирийско-иорданской границы и границы с Ираком. Арабские СМИ сообщали, что в основном наступление вели правительственные силы и шиитские отряды «Хезболлы». Со стороны Ирака им помогали проиранские военизированные формирования.
В этом регионе США создали свои базы и объекты, в том числе по подготовке отрядов так называемой Новой сирийской армии (НСА). Нанося удары по войскам Асада, США мотивируют свои действия тем, «что правительственные войска создают угрозу для американских баз и лагерей по подготовке боевиков оппозиции на юге Сирии».
Судя по оценкам Минобороны, ни Москва, ни тем более Дамаск не считают НСА умеренной оппозицией. А объявленную там США зону безопасности они объявили незаконной. Как отмечает Суровкин, «действия правительственных войск по взятию под контроль сирийско-иорданской границы и границы с Ираком продолжаются». Со стратегической точки зрения выход войск Асада на юго-восточную границу САР не дает проамериканским силам со своих плацдармов в Иордании и Ираке возможности наступать в направлении богатого месторождениями углеводородов Дейр эз-Зора.
Американцев такая ситуация не устраивает. А это значит, что скорее всего у правительственных сил будут новые столкновения с боевиками НСА, а в ответ – новые удары коалиции по сирийским войскам и, возможно, военнослужащим РГВ в САР. СМИ утверждают, что в боевых порядках сирийских войск действуют российский спецназ, военные советники, а также авианаводчики. Возможно, именно они в освобожденном при поддержке Воздушно-космических сил РФ районе под Пальмирой запустили 12 июня фейерверк в честь празднования Дня России.
Более масштабное участие в сирийском конфликте проявляет и Иран. По сообщению арабских соцсетей, помимо ополченцев из Корпуса стражей исламской революции в САР появились бойцы элитной 65-й воздушно-десантной бригады иранской армии. Утверждается, что они прибыли на юг провинции Алеппо для того, чтобы начать военные действия против ИГ на стороне правительственных войск, наступающих вдоль Евфрата в направлении на Ракку.
В то же время бои за взятие Ракки начали курдские формирования, которые поддерживаются США. Если силы Асада будут наступать вдоль правого берега Евфрата, они не дадут проамериканским отрядам продвигаться на запад и юго-запад в направлении нефтегазовых полей. А именно эти поля и являются одной из главных целей в боевых действиях против ИГ как для Дамаска, так и для коалиции во главе с США. Суровикин рассказал на днях, что к юго-востоку от Пальмиры Дамаском «установлен контроль над месторождением фосфатных руд». В ходе боев правительственными войсками террористы выбиты с газового поля «Шаер» близ Пальмиры. Силы Асада также успешно развивают наступление далее на восток в направлении на Абу-Кемаль. Этот населенный пункт находится в провинции Дейр эз-Зор в самом центре нефтяных месторождений.