Мохаммад Зариф призывает участников конфликта к диалогу. Фото с сайта www.mfa.ir
Международные игроки пытаются решить кризис, разразившийся вокруг Катара, путем посреднических усилий. После дипломатического скандала, потрясшего Аравийский полуостров, эмир Кувейта Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах отправился в Эр-Рияд, чтобы уладить спор соседей. Посреднические усилия предпринимает и Турция, которая провела переговоры с участниками конфликта и с Россией.
Изначально в расписании Сабаха числились переговоры с королем Иордании Абдаллой II, однако планы эмира резко изменились в свете последних событий, поставивших Катар под угрозу изоляции. Незадолго до своего отлета он переговорил с руководством подвергшегося бойкоту эмирата, попросив не предпринимать действий, которые могли бы спровоцировать эскалацию в отношениях с соседями.
В связи с попыткой Кувейта уладить разгоревшийся спор эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани даже отложил на некоторое время свое обращение к народу. «Он получил звонок от эмира Кувейта с просьбой повременить с выступлением и дать время для решения кризиса», – пояснил в интервью Al Jazeera катарский министр иностранных дел Мохаммад бен Абдуррахман Аль Тани.
Намерение помочь разрешению аравийского кризиса проявляет и турецкая сторона. Так, президент Реджеп Тайип Эрдоган провел переговоры с лидерами Катара и Кувейта, а также с королем Саудовской Аравии Салманом бен Абдель Азиз Аль Саудом. Телефонный звонок был сделан и президенту России Владимиру Путину. У Анкары есть серьезные поводы для беспокойства, с учетом того, что амбиции крупнейших турецких компаний, ведущих бизнес в строительной сфере, связаны с катарским рынком. Кроме этого, как пояснил изданию Al-Monitor турецкий источник, близкий к руководству страны, в Анкаре видят параллели между свержением египетского президента Мохаммеда Мурси в 2013 году и тем, что происходит с Дохой. «Они рассматривают это как часть согласованной кампании, организованной Израилем и США против «Братьев-мусульман» (запрещены в РФ. – «НГ») и их союзников», – пояснил собеседник издания.
Примечательно, что и сам Иран, контакты с которым стали поводом для обвинений в адрес Катара, активизировал дипломатические контакты на фоне скандала. Глава МИД Исламской Республики Мохаммад Зариф сделал звонок катарскому коллеге, призвав к диалогу. «В нынешней ситуации иранские заявления по поводу урегулирования ситуации выглядят как троллинг других игроков, – заявил «НГ» руководитель отдела исследования ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов. – Не думаю, что здесь нужны переговорщики как таковые. Стороны сами способны решить свои проблемы». Аналитик считает обострение отношений между странами Залива логичным. «Периоды сотрудничества будут сменяться периодами подобных трений, связанных с политическими амбициями игроков, но в целом регион будет оставаться стабильным, – отметил Мардасов. – Просто Катар хотят немного приструнить». Причину давления на Доху эксперт видит в ее борьбе за региональное лидерство.
Российская сторона воздерживается от публичного вмешательства в кризис. «Мы дорожим отношениями со всеми странами Персидского залива, намерены дальше развивать эти отношения, – заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. – Безусловно, мы выступаем за то, чтобы все проблемные вопросы, все разногласия и недопонимания разрешались в ходе политико-дипломатического диалога». А вот Америке вопреки сдержанным заявлениям Госдепартамента вести политику нейтралитета удается с большим трудом. «Во время моей недавней поездки на Ближний Восток я заявил, что нельзя больше финансировать радикальную идеологию. Лидеры указали на Катар – смотрите! – признался в Twitter президент США Дональд Трамп. – Возможно, это станет началом конца ужасов терроризма».
Пока что Катар пожинает первые плоды дипломатического обострения как в экономическом, так и в репутационном плане. Западная пресса публикует факты в доказательство контактов властей эмирата с террористами. Так, британская Financial Times вспомнила давнюю историю с многомиллионным выкупом, который заплатила Доха связанным с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) группировкам в Сирии за освобождение членов королевской семьи, схваченных на охоте в Ираке. Тем временем в спортивном сообществе обсуждают, сможет ли Катар принять у себя чемпионат мира по футболу 2022 года, который должен пройти с 21 ноября по 18 декабря. ФИФА заявила, что находится в постоянном контакте с организационным комитетом чемпионата.