На 84-м году скончался генерал Мануэль Норьега, фактически руководивший Панамой с 1983 по 1989 год. Именно он был одним из инициаторов установления отношений Панамы с нашей страной.
А дело было так. В сентябре 1987 года командующий силами национальной обороны Панамы генерал Норьега приехал по приглашению мексиканского правительства на празднование Дня независимости Мексики. На одном из протокольных мероприятий он встретился с главой советской военной делегации – командующим Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск Владимиром Михалкиным и попросил его о встрече с послом СССР, пост которого занимал я. С моей стороны было дано согласие, и Норьега приехал в посольство.
Передо мной предстал коренастый невысокого роста плотный человек с живыми глазами. Из-за изрытого оспой лица панамцы прозвали его Ананас. Мне было известно, что многие годы он являлся агентом ЦРУ и, используя свои властные полномочия, наживался на контрабанде наркотиков. Однако генерал стал проявлять характер и уходить от подчинения американцам.
В ходе беседы в посольстве Норьега рассказал о положении в Панаме. По его словам, социально-экономическая дестабилизация была вызвана прежде всего политикой США, которые хотели вызвать недоверие народа к правительству и таким образом добиться его замены более управляемым со стороны Вашингтона.
Обращаясь ко мне и к Михалкину, панамский гость выразил пожелание получить приглашение министра обороны СССР посетить Москву и ознакомиться с нашими Вооруженными силами. На уточняющий вопрос Норьега ответил, что его обращение можно рассматривать как официальный запрос.
Он сказал, что намерен расширить двусторонние торгово-экономические связи, активизировать в Панаме деятельность представительства «Аэрофлота» с тем, чтобы облегчить смену команд советских рыболовных судов, проходившую в портах Панамы (команды перевозились самолетами «Аэрофлота» на чартерной основе). Кроме того, он заявил, что через две-три недели намерен направить в Москву торговую делегацию с его личным посланием к Михаилу Горбачеву с предложением об установлении дипломатических отношений.
О состоявшейся беседе я сообщил в Москву. Вскоре оттуда было получено согласие на продолжение переговоров в Мехико об установлении дипотношений с Панамой.
В дальнейшем ситуация развивалась так. В ноябре того же года в посольство прибыл личный представитель Норьеги, который предложил направить в СССР официальную делегацию для обсуждения исключительно одного вопроса – об установлении дипломатических отношений. В январе 1988-го в Москве была достигнута принципиальная договоренность об этом и назначении послов по совместительству. Стороны приняли решение реализовать договоренность путем обмена нотами после проведения переговоров с панамской стороной в Мехико в конце февраля. Посольство получило на этот счет соответствующие указания из центра. Но вскоре неожиданно для посольства из Москвы пришло указание воздержаться от дальнейших контактов с посольством Панамы. Такая неопределенность сохранялась почти год.
Панама со своей стороны предпринимала шаги для установления сотрудничества. В декабре 1988 года ее парламент ратифицировал советско-панамское торговое соглашение, подписанное еще в 1979-м. Посольство получило указание из Москвы произвести обмен письмами о вступлении в силу указанного соглашения. С нашей стороны письмо было подписано послом, а с панамской – прибывшим в Мехико министром иностранных дел Панамы. В то время товарооборот между нашими странами составлял около 21 млн руб. В панамские порты заходило более 300 советских судов. Были подписаны контракты об их ремонте в Панаме и перевозке команд наших судов самолетами «Аэрофлота».
В мае 1989 года в Панаме состоялись выборы президента. Национальный избирательный трибунал объявил выборы недействительными. Власть в стране перешла полностью в руки генерала Норьеги. Избранный президентом Гильермо Эндара вынужден был укрыться в американской зоне Панамского канала. США заявили о фальсификации Норьегой итогов голосования и признали Эндару президентом. При этом Вашингтон развернул мощную кампанию по осуждению режима Норьеги и повел дело к изоляции Панамы. Администрация Рональда Рейгана стала готовить военную операцию, отозвав своего посла. В ответ Норьега мобилизовал население.
Сначала в зону Панамского канала Вашингтон направил дополнительные воинские части, усилив расположенный там контингент. А декабре 1989 года США совершили военную агрессию против Панамы. В течение нескольких дней американские военные самолеты бомбили столицу, жертвами стали более 1 тыс. человек. Под прикрытием бомбардировок американские морские пехотинцы вошли в город из зоны канала и сломили сопротивление сил национальной обороны.
Сам Норьега исчез. Через несколько месяцев стало известно, что он получил убежище в резиденции папского нунция, который в конце концов выдал генерала американцам. Норьегу перевезли в США, где суд приговорил его к 40 годам заключения по обвинению в наркотрафике и отмывании денег. В американской тюрьме он пробыл 17 лет, после чего его экстрадировали во Францию, а оттуда – в Панаму, где он снова оказался в тюрьме.
В начале этого года суд Панамы разрешил перевести Норьегу под домашний арест в связи с предстоящей операцией по удалению опухоли головного мозга. Он перенес несколько операций, которые не дали желательного эффекта.