Путин и Макрон высказались за необходимость сохранения сирийской государственности. Фото с официального сайта президента РФ
Франция сблизила с Россией свои позиции по сирийскому досье. Об этом свидетельствует заявление французского лидера Эмманюэля Макрона, произнесенное на итоговой пресс-конференции в Версальском замке. Хозяин Елисейского дворца заявил, что настаивает на демократическом переходе, но хочет, чтобы «сирийское государство сохранилось». Этот тезис Макрона близок к тому, что произнес на той же пресс-конференции президент России Владимир Путин.
Президент Франции пояснил, что разрушение государственности в Ближневосточном регионе создает «опасность для демократических стран». «Мы видели тому достаточно примеров, видели террористические группировки. Необходимо обеспечить стабильность и переход к демократическому государству без потери стабильности», – выразил уверенность Макрон.
Впрочем, президент Пятой республики не преминул добавить, что любая провокация официального Дамаска или его союзников с применением химического оружия «сразу же будет поводом для ответа».
В пользу сохранения государственных институтов в Сирии давно выступает и Россия, которую на Западе считают одним из ближайших союзников президента Башара Асада. «Наша позиция хорошо известна, – заявил в Версале Путин. – Она заключается в том, что невозможно бороться с террористической угрозой, разрушая государственность в странах, которые и без того страдают от внутренних проблем и противоречий». Достичь сдвигов в этом направлении Москве и Парижу, вероятно, поможет двусторонняя рабочая группа по Сирии, создание которой лидеры также обсудили за закрытыми дверями.
«Макрон сделал шаг по направлению к русским, подчеркнув общий для двух сторон аргумент – необходимость сохранения сирийского государства, – признает в своем материале французский еженедельник Express. – Это максимум, что можно было бы ожидать от версальского дня».
На сохранение сирийского государства отчасти рассчитан и план зон деэскалации, который был принят в начале мая на встрече в Астане. Как он будет работать в реальности, покажут дальнейшие события «на земле». Тем более что сторонам и международным посредникам еще предстоит доработка плана: следующая встреча в Астане должна состояться совсем скоро. Ее повестку вчера обсудили по телефону российский президент и его казахстанский коллега Нурсултан Назарбаев.
Высказывания Макрона предполагают, что Париж нацелен на более гибкую позицию по отношению к действующему сирийскому руководству и, возможно, даже по его участию в процессе политического перехода. Это входит в диссонанс с политикой Вашингтона, которая по сирийскому досье концептуально схожа с тем, что демонстрировала в последние месяцы своей работы администрация Барака Обамы. Нельзя представить, чтобы после «химической» трагедии в Хан-Шейхуне США спокойно восприняли идею о сохранении политического влияния Асада. Не исключено, что Макрон таким образом показывает, что Париж может претендовать на самостоятельную роль в Сирии. Тем более что новый министр обороны Франции Сильви Гулар недавно признала, что ее страна присутствует в Сирии на уровне специальных сил. Известно о французском влиянии в курдских районах.
«Это сигнал о необходимости переговоров с участием Асада, – прокомментировала «НГ» высказывания Макрона профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД РФ Евгения Обичкина. – Но в любой момент эта фраза может быть отозвана из-за новых обвинений в адрес Асада».
Эксперт указывает на высокую вероятность военных провокаций от дружественных союзных официальному Дамаску элементов. Напомним, что проиранские силы регулярно «проверяли» на прочность сирийское перемирие, заключенное в конце 2016 года при посредничестве российской, турецкой и иранской стороны. «Асад для Макрона – решение очень спорное», – заключила Обичкина.
Впрочем, аналитик указывает на многообещающее стремление французского лидера внести конструктивные предложения. «У меня ощущение, что Макрон предлагает сразу несколько совершенно реальных комбинаций для преодоления целого ряда кризисов, – считает Обичкина. – Для преодоления кризиса между Россией и Францией он предлагает гуманитарный форум. Чтобы разрешить кризис в Украине, он предлагает собрать «нормандскую четверку» плюс пригласить туда команду инспекторов из ОБСЕ. Для того чтобы решить сирийскую проблему, он предлагает создать рабочую группу».