Йенс Столтенберг (в центре) указывает на необходимость постепенного увеличения военных расходов. Фото Reuters
Руководство НАТО объявило о намерении присоединиться к коалиции против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Заявление, сделанное на саммите в Брюсселе, вероятно, стало ответом на теракт в Манчестере. Впрочем, генеральный секретарь Йенс Столтенберг уточнил, что силы военного блока не будут принимать непосредственное участие в боевых действиях.
«Это будет сильным политическим сигналом о приверженности НАТО борьбе с терроризмом», – заявил, выступая в начале брюссельского саммита, Столтенберг. По его словам, такое решение может улучшить координацию в рамках антитеррористической коалиции. «В то же время мы договорились о создании разведывательного центра по борьбе с терроризмом в штаб-квартире НАТО.
Будет улучшен обмен разведданными, в том числе по иностранным боевикам», – заявил генсек. Говоря о горячих точках в Ближневосточном регионе, он пояснил, что «обучение местных сил является одним из лучших видов оружия в борьбе с терроризмом».
В экспертной среде считают, что решение НАТО присоединиться к коалиции вряд ли внесет значительные коррективы в ход и динамику военной кампании против ИГ. «Натовцы неоднократно заявляли, что они поддерживают операцию, предоставляя самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, – пояснил «НГ» руководитель отдела исследования ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов. – На этом участие альянса заканчивается. Поэтому, думаю, это чисто бюрократическая мера. В том числе это демонстрация решимости в связи с терактом в Манчестере. Решено формально включить НАТО в операцию, хотя, на мой взгляд, это ничего не изменит».
Эксперт напомнил, что многие члены Североатлантического альянса и так фактически принимают участие в противостоянии джихадистам – не только на уровне авиаопераций. «Норвежский спецназ сейчас вместе с американцами стоит у сирийского населенного пункта Аль-Тан, который находится на границе с Иорданией, – отмечает Мардасов. – Французские и британские спецназовцы вместе с американцами непосредственно участвуют в уничтожении ИГ». Аналитик указывает и на тот факт, что на иракской территории ведут работу множество военных советников из западных государств, входящих в НАТО.
Существенное влияние на ход дискуссии об обмене разведданными оказал теракт в Манчестере. После того как на днях американская пресса опубликовала фотографии, сделанные британскими расследователями на месте трагедии, и раскрыла данные о возможном террористе, полиция Соединенного Королевства отказалась делиться информацией о ходе дела с коллегами из США. В «сливе» чувствительных для следствия данных Лондон винит американские правоохранительные органы. Министр внутренних дел Британии Эмбер Радд сказала, что «раздражена» раскрытием информации. Она предупредила власти США, что это не должно повториться.
Как отмечает Financial Times, американо-британский скандал ставит под вопрос антитеррористическую координацию между двумя странами, которая оформилась после терактов 11 сентября 2001 года в США. Премьер-министр Британии Тереза Мэй лично донесла до президента США Дональда Трампа обеспокоенность властей Соединенного Королевства по поводу утечек секретных данных, поставивших под угрозу работу занятых в расследовании манчестерского нападения органов.
Для альянса не менее важной проблемой остается вопрос о сбалансированной финансовой ответственности. Страны – члены НАТО продолжают работать над увеличением военных расходов до 2% от своего ВВП, хотя сделать это не так-то просто. «Мы должны помнить об обещаниях, которые мы действительно дали. Мы не обещали, что завтра же будем тратить 2% от своего ВВП, – заявил накануне саммита в Брюсселе Столтенберг. – Обещание заключалось в том, что мы остановим сокращение расходов, а затем двинемся к цифре в 2%». По мнению генсека, участникам военного блока нужно серьезнее отнестись к составлению планов по расходам.
Трамп же настаивает на более активной вовлеченности стран в финансирование альянса. «Несмотря на то что его тон изменился с тех пор, когда он выражал презрение к альянсу, многие считают, что это связано с министром обороны Мэттисом и помощником по национальной безопасности Макмастером в большей степени, чем с отражением взглядов президента, – пояснил «НГ» профессор Дэниел Сервер из Школы углубленных международных исследований им. Джонса Хопкинса. – У членов НАТО есть сомнение, что Трамп выполнит обязательства США по взаимной защите, согласно статье 5-й, которые он лично пока не подтвердил. Вместо этого он твердит о коллективной ответственности и контртерроризме, не обращая внимания на то, что обязательства о 2% от ВВП являются целью 2024 года (негласная договоренность) и что НАТО и так постоянно борется с терроризмом после 11 сентября 2001 года».