Фото сайта www.luftwaffe.de
Поводом для нового скандального обострения немецко-турецких отношений стал отказ Анкары разрешить делегации Бундестага нанести визит на базу НАТО Инджирлик, где располагается эскадрилья люфтваффе Tornado. Берлин начал поиск альтернативных мест базирования для своих ВВС. С этой целью сегодня в Иорданию прибывает глава бундесвера Урсула фон дер Ляйен.
Группа самолетов-разведчиков Tornado в качестве немецкого вклада оказывает содействие антитеррористической коалиции во главе с США. Но ее пребывание в Турции стало одним из элементов передряг между Берлином и Анкарой, имеющих многовекторную политическую подоплеку. Причем она одновременно касается проблем ЕС–Турция, положения турецкой диаспоры в ФРГ, оценок правительством внутриполитических дел в Турецкой Республике.
Вопрос о допуске политических инспекторов Берлина на базу Инджирлик с недавних пор стал камнем преткновения. Ясно, что суверенные запреты хорошо служат Анкаре, всякий раз отражая ее недовольство либо заявлениями, либо шагами федерального правительства. На этой неделе немецким парламентариям было вновь отказано в посещении Инджирлика. Причина – предоставление двум турецким военнослужащим убежища в Германии. По сообщению газеты Bild, это генералы. Не уточняя, премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявил, что речь идет об участниках июльского путча. Он предупредил, что немецкая сторона ставит на карту партнерство с Турцией.
Ситуация для федерального правительства непростая. В силу предвыборных и идеологических обстоятельств оно не может с ходу отвергнуть обращения о политическом убежище. Но и бездеятельно смотреть на турецкие запреты далее тоже невозможно. Поэтому федеральное правительство впервые заговорило о возможности вывода подразделения люфтваффе с базы Инджирлик. Вероятно, прогнозируется, что такой шаг будет неудобен Анкаре как союзнику по НАТО и участнику антитеррористической коалиции.
Канцлер Ангела Меркель не склонна форсировать такое развитие. Отношения с Анкарой – неотъемлемая часть ее миграционной политики. Поэтому Берлин пытается все-таки «перенастроить» переговорами турецкое правительство. Это отразил и нынешний визит в Вашингтон министра иностранных дел ФРГ Зигмара Габриэля. На встрече с госсекретарем Рексом Тиллерсоном он попросил администрацию США оказать поддержку немецкому союзнику в споре об Инджирлике и выразил надежду, что Вашингтон «использует возможность» поднять тему перед Анкарой.
Другой вопрос, станет ли американская сторона создавать себе этим лишнюю проблему накануне предстоящего на следующей неделе саммита НАТО в Брюсселе. Альянс уже умывает руки. Генсек Йенс Столтенберг заявил вчера, что Инджирлик является «двусторонним спором между Германией и Турцией», не имеющим влияния на альянс.
Не теряя времени, Берлин, однако, готовит запасной вариант перебазирования своих Tornado. В Бундестаге сильны настроения в пользу быстрой реализации такой перспективы. Министерство обороны рассматривает в качестве вариантов размещения самолетов разведки Иорданию, Кувейт и Кипр. Предпочтительнее считается база в Иордании. Туда уже в среду была направлена группа экспертов бундесвера, а в пятницу в Аммане ожидается визит министра обороны Урсулы фон дер Ляйен для соответствующих переговоров.
Возвращаясь к Инджирлику, остается не очень понятным, почему немецкие парламентарии столь настойчиво рвутся проверить, как живется бундесверовцам под турецким небом. Причем совсем небольшому подразделению в 260 военнослужащих, призванных обслуживать всего шесть–восемь самолетов, которому вроде бы и так ничего не грозило. Но былая немецкая «культура сдержанности» во внешних делах в последние годы явно ослабла. Внешнеполитическое и военное ведомство Германии предпочло настаивать на праве инспекций, хотя очевидно, что давление на турецкую сторону оборачивается контрдавлением. В результате ничего путного не получается ни для обеих сторон, ни для Европы.