Решение об увеличении контингента США на Ближнем Востоке будет принимать Джеймс Мэттис. Фото Reuters |
Президент США Дональд Трамп делегировал министру обороны Джэймсу Мэттису полномочия по определению численности американского военного контингента в Сирии и Ираке. Это подтвердили в Пентагоне. Пока что у ведомства нет планов по увеличению количества военных в странах, где действует «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ). Но в экспертной среде опасаются другого – что такой шаг существенно упростит процесс нанесения ударов, подобных атаке на базу Шайрат.
«Президент передал министру обороны право контролировать Уровень управления силой (система, введенная при предыдущей администрации. – «НГ») в Ираке и в Сирии, – рассказала прессе официальный представитель Пентагона Дана Уайт. – Никаких изменений в нынешнем уровне нашего присутствия не было произведено. Также это не является свидетельством каких-либо перемен в нашей миссии против ИГ на территории Ирака и Сирии». Уайт подтвердила, что стратегией США в борьбе с радикальными боевиками остается работа с локальными силами, однако передача большей власти военному руководству, подчеркнула представитель ведомства, даст возможность командованию быть более «подвижным, приспособленным и эффективным» в работе с партнерами в регионе.
При этом, как следует из анализа инициативы в американской прессе, Пентагон не будет обязан спрашивать разрешения Конгресса на увеличение контингента – он должен только отчитываться о проделанных действиях. Опасения властей связаны прежде всего с тем, что делегирование полномочий Пентагону вместе с тем скорее всего раскроет реальную численность американских войск в Сирии и Ираке. Это подтвердил изданию BuzzFeed военный источник. Правда, по его словам, с принятием этой инициативы военное руководство получит «большую маневренность для передислокации войск в те места, где они должны быть». Будет ли процесс прозрачнее в реальности, пока неясно. Очевидно только то, что шаг Трампа рассчитан на устранение бюрократических преград и усиление фактора неожиданности в действиях Пентагона.
До последнего времени оборонное ведомство США неохотно раскрывало данные о численности военных в горячих точках, конфликты в которых давно превратились в головную боль для международного сообщества. По официальным данным, администрация Барака Обамы ограничилась отправкой около 500 военных в Сирию и около 5 тыс. – в Ирак. Однако эти данные в экспертной среде считают заниженными. Раскрытие же реальных цифр, как отмечают наблюдатели, может повлечь за собой проблемы в Ираке. Издание Military Times отмечает: американские чиновники опасаются, что если они признаются в том, что на территории страны развернуто гораздо больше сил, то это разгневает местную оппозицию и создаст проблемы для правительства в Багдаде.
«Многие американские политики, работающие в Совете национальной безопасности США, в Сенате, в Палате представителей, отмечают, что при Трампе Пентагон стал более автономной структурой, – заявил «НГ» старший преподаватель департамента политической науки ВШЭ Леонид Исаев. – Они считают, что его решение о ракетных ударах по Сирии было не совсем правомочным. Есть дискуссия в американском обществе. Насколько я понимаю, аргумент противников подобного рода решений заключается в том, что применение любой силы должно находить поддержку большинства в Сенате. А сторонники того, что Трамп имеет право отдавать без согласования с Сенатом приказы о нанесении ракетных ударов, апеллируют к тому, что такой мандат уже есть и что в рамках краткосрочных операций, не требующих наземного присутствия, президент сам может решать такие вопросы с оборонным ведомством».
По мнению аналитика, передача полномочий Мэттису позволит Трампу создать простой военный механизм. «Теперь он может инициировать подобного рода инцидент, который имел место в Шайрате в апреле этого года, – считает Исаев. – Краткосрочные военные операции против сирийского режима мы с вами можем наблюдать. Скорее всего для подобных вопросов он не будет обращаться в Сенат за одобрением и будет решать их в узком кругу. Это некая попытка узаконить ту модель поведения, которую он продемонстрировал в апреле в Сирии». Эксперт указывает на временные рамки удара по Шайрату. «Это был вечер четверга, – напоминает Исаев. – Четверг был последним днем пленарной недели в Сенате. В пятницу все сенаторы разъехались на две недели по регионам. Трамп сделал это, как мне кажется, неслучайно. Он понимал, что нанесет удар, а Сенат не соберется технически, чтобы дать оценку».
Другой эксперт не связывает расширение полномочий Пентагона с тем, что произошло в Шайрате. «В моем понимании, на практике у президента много возможностей для действий без одобрения Конгресса, – заявил «НГ» старший научный сотрудник Ближневосточного центра Карнеги Езид Саиг. – В данном случае он не планирует инициировать целую новую войну и просто действует в рамках легального мандата, который уже получила администрация Обамы для борьбы с ИГ. В результате решение Трампа дать Пентагону больше автономности в военных действиях, которые он посчитает нужным начать, не нарушает и не изменяет текущего мандата. Трамп просто делегирует полномочия, что он делает и в других областях политики, включая внутренние дела. Конечно, Конгресс мог бы выдвинуть требования, если военное присутствие США сильно расширится или повлечет за собой непосредственные боевые действия, но я сомневаюсь, что в Конгрессе есть такая оппозиция и что это вопрос о конституционных полномочиях».
В британской экспертной среде считают, что увеличение самостоятельности Пентагона в Сирии и Ираке незначительно отличается от того, что делала команда экс-президента Обамы. «В вопросе об операциях за рубежом предыдущая американская администрация обычно отправляла множество специальных запросов об ассигнованиях. Они, как я понимаю, были необходимы, чтобы получить дополнительное финансирование какой-либо военной кампании, – пояснил «НГ» директор программы изучения международной безопасности в Королевском объединенном институте оборонных исследований (RUSI) Рафаэлло Пантуччи. – Поэтому я не совсем уверен, что есть различие».
Аналитик отметил, что Трамп уже позволил американскому оборонному ведомству расширить силы в других зарубежных кампаниях, например, в Йемене и в Сомали. Поэтому увеличение полномочий Пентагона в Сирии и Ираке следует считать частью этой тенденции.