Фото пресс-службы МО РФ
Сегодня завершила работу VI Московская конференция по международной безопасности MCIS2017. Второй день был не таким напряженным, как первый, но все же несколько интересных моментов стоит отметить.
На площадке Конференции и во второй день работы наблюдалась атмосфера мягкого вербального противостояния, связанная с несовпадением мнений спикеров. Здесь четко разделились группы участвующих в дискуссии на тех, кто представлял страны, входящие в круг друзей США, и других – членов делегаций из немонолитного конгломерата стран или точнее нескольких групп стран, которые критически относятся к международной политике США, направленной на мировое доминирование. Несмотря на то, что США не направили в Москву для участия в форуме представительной делегации, они все равно как бы присутствовали здесь и посредством своих региональных союзников участвовали в дискуссии.
Так, в диспуте посвященном проблемам Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), стороны сосредоточили свое пикирование по двум основным вопросам, связанным, во-первых, с отношением к недавно обострившейся напряженности между США и КНДР и, во-вторых, с действиями Китая в Южно-Китайском море. По первому вопросу образовалось два непримиримых лагеря, а по второму – три. Но есть и проблемы, к которым все без исключения стороны отнеслись с одинаковой озабоченностью и высказали намерения сотрудничать.
Этот последний блок проблем связан с борьбой с терроризмом, транснациональной преступностью, наркотрафиком, нелегальной иммиграцией и контрабандой, в список которой входят оружие, ядерное сырье, компоненты химических и биологических средств поражения, человеческие органы, работорговля, экзотические животные и прочее.
Вернемся к пакету непримиримых противоречий. Первая проблема связана с северокорейской ракетной и ядерной программами. Здесь на одной стороне находятся США и их союзники в Тихоокеанском регионе: Южная Корея, Япония, Тайвань, страны-участники военного блока АНЗЮК. На другой стороне сама Северная Корея, ее северный и западный соседи КНР и РФ, которым не нравится попытка США безраздельно хозяйничать у себя под носом. К этой группе также примыкают страны региона, у которых сейчас или в недавнем прошлом были враждебные или сильно натянутые отношения с Америкой, такие как Вьетнам и Филиппины.
Риторика первой группы совпадает с Вашингтонской, а второй – связана с обвинениями в адрес США в непропорциональных военных акциях в отношении к КНДР. Причем эти акции КНР и РФ рассматривают как прямую военную угрозу для себя со стороны Америки. И Пекин, и Москва с озабоченностью относятся к размещению на территории Южной Кореи, Японии и Тайваня комплексов ПРО и наращиванию военных сил в регионе. Сторонники США мало того что выражают полную поддержку своему боссу, сами вооружаются до зубов.
Китайские действия в Южно-Китайском море оспаривают две группы: во-первых, это США и их союзники, во-вторых, это страны, не входящие в круг друзей Вашингтона, но заинтересованные в сохранении прежнего международного статуса Южно-Китайского моря - все те же Вьетнам, Филиппины и другие. Россия в этом вопросе занимает вежливую нейтральную позицию.
Из всего контента диспута, связанного с проблемами АТР, и конференции в целом вытекает, что стороны имеют больше противоречий, чем согласий, и сходятся во мнении только по одному блоку проблем из внушительного списка. По остальным вопросам все сводится к взаимным, иногда сдержанным, иногда агрессивным обвинениям и общим пожеланиям когда-нибудь начать по ним диалог. Но реально никаких подвижек к урегулированию проблем, связанных, например, с Северной Кореей и Южно-Китайским морем, нет, они так и остаются в числе не находящих всеобщего единого понимания.
Но при этом нельзя не обратить внимание на один курьезный факт: на примере единственного блока вопросов, который воспринимают все, мы видим, что непримиримые враги могут объединиться, если у них появляется общий враг.