Фото Gettyimages
Россия и Саудовская Аравия не имеют непреодолимых разногласий по сирийскому вопросу. Уверенность в этом выразил глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на пресс-конференции в Москве по итогам переговоров с саудовским коллегой Аделем аль-Джубейром. Несмотря на жесткие заявления Эр-Рияда в адрес Дамаска, в экспертной среде указывают на признаки смягчения саудовской позиции по Сирии.
«Я бы не сказал, что у нас есть какие-то непреодолимые разногласия по вопросу о сирийском урегулировании, – заявил глава российской дипломатии. – И Россия, и Саудовская Аравия являются членами Международной группы поддержки Сирии». Лавров в то же время заметил, что вопрос о конкретном способе достижения мира пока остается предметом дискуссии Дамаска и оппозиции. Его продвижению может поспособствовать астанинский формат, который получил одобрение саудовской стороны.
Декларативно российская и саудовская стороны остаются при своих оценках ключевых проблем в Сирии. Так, аль-Джубейр заявил, что президент Башар Асад «не может играть никакой роли» в будущем Сирии из-за «огромной ответственности» за гибель людей и поток беженцев. Также на пресс-конференции он в очередной раз выразил позицию Эр-Рияда по Корпусу стражей исламской революции и «Хезболле». И иранские спецподразделения, и ливанская группировка считаются террористическими в Саудовской Аравии. Еще одним пунктом расхождения Москвы и Эр-Рияда можно считать «химический» инцидент в Хан-Шейхуне, вину за который саудовская сторона возлагает на Дамаск.
Но нельзя не заметить, что оптимистичных заявлений по поводу российско-саудовских отношений звучало на пресс-конференции в Москве значительно больше. Так, Лавров выразил мнение, что уровень сотрудничества Москвы и Эр-Рияда в последние годы находится «на подъеме». «У нас гораздо более амбициозные планы», – обнадежил глава российской дипломатии. Лишним свидетельством тому служит недавний визит спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко в Саудовскую Аравию и подготовка официального визита саудовского короля Сальмана Бен Абдель Азиза Аль Сауда в Москву. На переговорах с Лавровым аль-Джубейр сообщил, что власти королевства получили приглашение от российской стороны. Сейчас обсуждается удобная для всех дата приезда монарха.
«Россия действительно стала фактором, не учитывать который в связи с ситуацией в Сирии невозможно, – пояснил «НГ» профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач. – С другой стороны, Саудовская Аравия, как и другие государства Персидского залива, чрезвычайно заинтересована в развитии экономических связей с Россией, поскольку она видит в развитии этих связей тот путь, который в конечном счете может повлиять еще в большей степени на российскую позицию по Сирии и содействовать ее смягчению».
По мнению специалиста, сигналы о сдвиге позиции по сирийскому урегулированию поступают с разных сторон. «В частности, президент Турции Эрдоган заявил, что российская позиция в отношении Асада смягчилась, – отметил Косач. – Если учесть, что Турция играет роль саудовского союзника, то это тоже достаточно любопытное обстоятельство».
Комментируя намерение Эр-Рияда добиться подвижек со стороны Москвы в отношении Асада, эксперт отметил еще один интересный нюанс. «Позиция Саудовской Аравии по Сирии сама смягчается, – полагает Косач. – Скажем, недавно состоялся саммит Лиги арабских государств с участием Эр-Рияда, где была принята так называемая Амманская декларация – основной документ этого саммита, в котором ни слова не было о необходимости устранения Асада. Речь шла о том, что это дело исключительно рук сирийского народа».