Противники Ле Пен в Марселе несут баннер «Ультраправых не побороть только с помощью избирательных урн». Фото Reuters
Президентские выборы во Франции, первый тур которых намечен на воскресенье, 23 апреля, продолжают интриговать наблюдателей непредсказуемостью результатов. Рейтинги четырех основных кандидатов находятся друг от друга в пределах статистической погрешности. В экспертной среде отмечают: исход гонки за Елисейский дворец зависит от того, за кого отдаст голос протестный электорат.
Опрос общественного мнения BVA-Salesforce, проведенный для региональной прессы, показал, что первый по популярности – глава движения «Вперед!» Эмманюэль Макрон: за него готовы отдать голоса 24% респондентов, в то время как его основная соперница – лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен – отстает от него всего на 1%. За ними следуют республиканец Франсуа Фийон и левый кандидат Жан-Люк Меланшон.
У обоих политиков по 19% голосов. Причем показательно то, что в стане избирателей главного фаворита постепенно уменьшается число колеблющихся: по этому опросу 74% электората Макрона уверены в своем выборе.
Главным вопросом, отмечают наблюдатели, остается то, кто выйдет во второй тур с Ле Пен. В ее победе на первом этапе голосования пока что сомневаться не приходится. Вечером в среду, 19 апреля, глава «Национального фронта» выступила на большом митинге в Марселе, который стал последним в ее текущей президентской кампании. «Обещаю вам: первое, что я сделаю, заступив на пост президента, это возобновлю контроль на границах страны и верну вам ключи от дверей в нашу страну», – заявила Ле Пен. Впрочем, в Марселе ее встречали не только сторонники. В городе прошли масштабные манифестации с критикой ультраправых идей.
«Интрига состоит в том, что каждый из четырех основных кандидатов – Макрон, Фийон, Меланшон и Ле Пен – имеет примерно одинаковые шансы попасть во второй тур, – заявила «НГ» профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД РФ Евгения Обичкина. – Другая важная вещь – какой будет комбинация тех, кто попал во второй тур. Французы, поставленные перед сложным выбором, перед двумя полярными силами, которые не относятся к республиканскому истеблишменту, – это драматично с точки зрения развития страны на ближайшие пять лет. Наиболее интригующий электорат – недовольные. И главное – кто сможет заручиться поддержкой протестного электората из трех кандидатов». При этом аналитик напоминает, что кандидаты находятся друг от друга в статистической погрешности.
«Ось, которая обычно была на всех выборах, – это системная партия власти и системная партия оппозиции, – напоминает Обичкина. – Если много недовольных системной партией у власти, то, естественно, они голосуют за оппозицию. А вот в этом году предложение очень диверсифицированно, много новых предложений, которые не вписываются в традиционную передачу власти между левыми и правыми. Электорат дезориентирован по итогам праймериз как у правых, так и у левых, а также по итогам скандала с Фийоном. Следствием являются колебания между крайними кандидатами».
На этом фоне свои показатели поднял Меланшон. «Он увеличил свой рейтинг за счет тех, кто сгоряча хотел голосовать за Ле Пен, – считает Обичкина. – За него предпочитает голосовать молодежь, которая раньше бы проголосовала скорее за левых». Впрочем, в победе Меланшона эксперт сомневается.
Аналитик отмечает, что после выборов в США никто из специалистов старается не делать точных прогнозов. «Сейчас никто уже ничего не предсказывает, – говорит Обичкина. – Это самые непредсказуемые выборы, потому что иногда колебания происходили между двумя кандидатами, а тут равный рейтинг и целых четыре кандидата. Другое дело, что Меланшону верят, что он искренне хочет перемен, а не просто делает заявления. Он – кандидат, который понимает чаяния людей».
Другой аналитик допускает, что есть некоторые факторы, которые могут повлиять на полную победу Ле Пен. «Ее возможности связаны с тем, что во Франции велась не только острая, но и грязная президентская кампания, – заявил «НГ» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Андрей Кудрявцев. – Часть людей, которая будет во втором туре выбирать, с одной стороны, между Ле Пен, а с другой – либо между Макроном, либо Фийоном, либо Меланшоном, может принять решение не идти на голосование, то есть не голосовать за другого кандидата против Ле Пен. Вот это дифференцированное воздержание во втором туре может сыграть ей на руку».
Популярность несистемных кандидатов эксперт связывает с протестными настроениями. «Конечно, за этим стоит протест, – пояснил Кудрявцев. – Он питается, по моему мнению, двумя основными факторами. Первое – это «потерянное десятилетие», хотя этот термин употреблялся по отношению к японской экономике. Уровень реального ВВП на душу населения в 2016 году примерно равнялся тому же показателю, что и в 2007-м. Экономическая динамика была утрачена. И это продолжалось на протяжении двух президентских десятилетий. Второе – это обстановка, которая была создана многочисленными коррупционными делами».