Фото Gettyimages
Власти США официально поставили вопрос о пересмотре ядерной сделки с Ираном. Президент Дональд Трамп поручил Совету по национальной безопасности изучить, соответствует ли национальным интересам Вашингтона снятие санкций с Тегерана, предписываемое Совместным всеобъемлющим планом действий (СВПД). В качестве одного из поводов для изменения позиции по документу Белый дом называет «спонсирование терроризма» иранскими властями.
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон уведомил Конгресс о президентском поручении в письме к спикеру Палаты представителей Полу Райану. «Иран остается ведущим государством – спонсором терроризма, – говорится в послании главы американской дипломатии. – Когда межведомственное изучение будет завершено, администрация с нетерпением ожидает совместной работы с Конгрессом по этому вопросу». Тем не менее в письме глава Госдепартамента признал, что на данный момент Тегеран выполняет свои обязательства по соглашению, достигнутому в 2015 году между Исламской Республикой и «шестеркой» международных посредников.
Однако на этом команда Трампа останавливаться не собирается. «Против Ирана может быть введено больше санкций, по «неядерным» вопросам», – допустил в интервью британской Financial Times глава Минфина США Стивен Мнучин. – Мы будем очень внимательно следить за поведением Ирана».
В этом году американский Минфин уже принимал меры воздействия на Исламскую Республику – сначала за испытание баллистических ракет, затем – за нарушение прав человека. Под прицелом оказались физические лица и компании. Не исключено, что следующие санкции могут последовать в ответ на действия иранских сил в Сирии – по крайней мере проблема сирийского кризиса, особенно после «химического» инцидента в Хан-Шейхуне, занимает одно из первых мест во внешнеполитической повестке Вашингтона.
Попытки США повлиять на иранскую политику не ограничиваются запретительными мерами. Несколькими днями ранее председатель сенатского Комитета по делам вооруженных сил Джон Маккейн провел в Албании встречу с главой оппозиционного Национального совета сопротивления Ирана Марьям Раджави. Предметом разговора американского законодателя и иранской оппозиционерки стал текущий политический курс Тегерана. В иранских СМИ встреча подверглась жесткому осуждению. А официальный представитель МИД Исламской Республики Бахрам Касеми заявил, что США будут платить за свои ошибки. Что же касается Маккейна, он по итогам переговоров с Раджави выразил надежду, что Иран когда-нибудь «будет свободным». В американском истеблишменте неоднократно звучало мнение, что необходимо выстраивать отношения с оппозиционными политиками в Иране.
В экспертной среде считают, что никаких жестких шагов в отношении СВПД ни со стороны США, ни со стороны Ирана предпринято не будет. «Иранцы дали четко понять, что терять голову они не будут. На данный момент выходить из «ядерного» соглашения для них смысла не имеет, – пояснил «НГ» внештатный сотрудник Российско-евразийской программы Chatham House Николай Кожанов. – Надо посмотреть, что господин Трамп будет делать дальше. С одной стороны, он скорее всего просто пытается выполнить предвыборное обещание, что пересмотрит ядерную сделку. Но, думаю, он также прекрасно понимает, что пересмотреть ее нельзя: соглашение было подписано не между Америкой и Ираном, а между международным сообществом и Ираном. США здесь – только одна из сторон, и ее выход из соглашения не поддержат остальные участники – ни европейцы, ни Россия, ни Китай, что может поставить в глупое положение самого Трампа».
Эксперт отмечает, что со стороны иранских властей звучит предельно жесткая риторика в отношении Белого дома. «Они говорят, что готовы к любому развитию событий, – сообщил Кожанов. – Но надо разделять то, что иранцы говорят, и то, что они делают. Это восточная страна, и слова здесь мало что значат. На самом деле нынешнее иранское руководство – прагматики. Они просто подумают, как использовать ситуацию в своих интересах, а они это могут». По мнению аналитика, антииранский курс Вашингтона уже используется в риторике консервативных политических сил в стране накануне президентских выборов, намеченных на 19 мая.
«Консерваторы поднимают вопрос, насколько программа договоренностей (имеется в виду по ядерному досье. – «НГ») была состоятельна, – отметил Кожанов. – Но важность подписанного соглашения и снятия санкций понимают все слои иранской политической элиты. Другое дело, что между ними идет борьба, в которой они действительно могут манипулировать этой темой. Заявление Трампа будут использовать в двух направлениях. С одной стороны, показать, что уступки, сделанные Западу, были ошибочны, и принизить в очередной раз те политические дивиденды, которые получил Хасан Рухани от ядерной сделки. Во-вторых, консерваторы скажут: «Запад – враг, нам нужно сохранять статус осажденной крепости», что на руку правящим консерваторам. Сохранение даже формального противостояния с США помогает им списать многие свои ошибки во внутренней политике. Так что заявления Трампа только усиливают позиции консерваторов».