Cекретарь США по обороне Джим Мэттис и глава центрального командования генерал Джозеф Вотел. Фото Reuters
Пресс-конференция секретаря США по обороне Джима Мэттиса и главы центрального стратегического командования генерала Джозефа Вотела должна была разъяснить ситуацию, связанную с ракетным ударом американских ВМС по сирийской авиабазе. Но этого не произошло. Уклончивые ответы главы Пентагона и его подчиненного требуют дальнейшего разъяснения. Наиболее резонансными были два взаимоисключающих вопроса. Первый – будет ли вводиться Пентагоном бесполетная зона над Сирией? И второй – продолжают ли военные ведомства США и России сотрудничать, несмотря на объявленную Москвой одностороннюю денонсацию меморандума о безопасности полетов военных бортов двух сторон в Сирии?
Организованная американским военным ведомством пресс-конференция в минувший вторник длилась не более получаса, но вызвала особый интерес у мировых СМИ. Информация о создании бесполетных зон над Сирией на брифинге прозвучала из уст журналиста в виде вопроса. Глава Пентагона заявил, что удар «Томагавками» по сирийской авиабазе был лишь единовременной акцией и дальнейший ход военной кампании будет идти по ранее разработанному плану. Но при этом заметил, что вопрос бесполетных зон «всегда находится на рассмотрении союзников и является компетенцией президента».
Эта тема активно обсуждается в американских СМИ и выглядит как подготовка общественного мнения. Канал Fox News на днях интервьюировал одного из командиров крупнейшего формирования так называемой умеренной оппозиции – Свободной сирийской армии. Из слов этого командира явствует, что среди ожидаемой от Вашингтона помощи для оппозиции наиболее желанным остается установление именно бесполетных зон. Но, как уже было сказано ранее на пресс-конференции, Джим Мэттис не подтвердил актуальность этой темы.
Генерал Вотел признал, что центральное командование уделяет много внимания всесторонней защите сил США, задействованных в войне на Ближнем Востоке, и союзников, при этом учитывается постоянное изменение оперативной обстановки. О возможности введения бесполетных зон он не сказал ни слова, но озвучил, что в случае непредвиденного осложнения ситуации будут приниматься дополнительные меры к обеспечению защиты войск. Какие конкретно, генерал не уточнил, но заметил, что пока не произошло ничего, что потребовало бы вносить изменения в план военной кампании. Оба военачальника уклонились от ответа на вопрос о свержении Башара Асада, заявив, что на повестке дня есть только необходимость уничтожения «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), причем слишком нарочито акцентировали на этом внимание.
Генерал Вотел заявил, что план компании учитывает сложность военных действий и не имеет никаких ограничений по времени исполнения. Очерчивая конфликтную ситуацию с Россией, возникшую после ракетного удара, Джозеф Вотел заявил, что не собирается обсуждать все ее детали. При этом он подчеркнул, что американская авиация «продолжает действовать в исключительно безопасной и эффективной манере». Он также сказал, что бесконфликтность в воздушном пространстве Сирии в последнее время доказала свою неоспоримую пользу, особенно на профессиональном уровне при обмене данными между летчиками. И это сыграло свою положительную роль в ночь ракетного удара как в случае оповещения российской стороны о предстоящей атаке «Томагавками», так и при последующем обмене информации. Американские СМИ активно обсуждают факт этого предупреждения, и зачастую в негативном цвете. По их мнению, это предупреждение позволило российским ВКС заблаговременно убрать с базы Шайрат вертолеты Ми-28Н.
Далее американский генерал заявил: «Военная операция продолжается. И она протекает абсолютно бесконфликтно. Мы поддерживаем связь с русскими по военным и дипломатическим каналам. Так что все находится под контролем».