Фото Gettyimages
Западные СМИ обсуждают визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву и его встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и президентом страны Владимиром Путиным.
The Times отмечает, что «осторожный подход Тиллерсона развеял часть российского гнева». В частности, глава российского МИДа подтвердил сотрудничество с США в борьбе с запрещенным в РФ «Исламским государством» и надеется на прогресс по другим двусторонним задачам. По мнению газеты, американский госсекретарь «с самого начала прибег к успокаивающему подходу, и язык его тела на пресс-конференции наводил на мысль, что он и Лавров, выглядевший столь же деловым, начали выковывать осторожные отношения».
CNN по итогам переговоров Р.Тиллерсона и С.Лаврова сообщает, что, по сути, все осталось без изменений. Хотя во время встречи звучало меньше провокационной риторики, ликвидировать разногласия не удалось. «Тиллерсон считает, что у Асада нет будущего. Он представляет американскую позицию, что у Асада нет будущего в управлении Сирией в перспективе. Сергей Лавров прочитал чуть ли не лекцию о том, как Америка одержима сменой режимов в авторитарных странах по всему миру и часто оставляет за собой хаос», - сообщил корреспондент CNN в эфире.
Американский политолог, основатель и президент консалтинговой компании Eurasia Group Иэн Бреммер в интервью Corriere della Sera заявил, что «не удивлен не оправдавшим надежды исходом» встречи Р.Тиллерсона и С.Лаврова. Двусторонние отношения, по его словам, находятся сейчас в низшей точке за последние десятилетия. И.Бреммер убежден, что Д.Трамп слишком слаб в политическом плане, чтобы мериться со своим российским коллегой.
Deutsche Welle отмечает сожаление Р.Тиллерсона характером двусторонних отношений, которые не только находятся на низком уровне, но и имеют низкий уровень доверия. Тем не менее стороны договорились создать рабочую группу для обсуждения менее крупных проблем и содействия стабилизации отношений.
Беседа Р.Тиллерсона и В.Путина не смогла ослабить напряженность вокруг сирийского вопроса и требования Вашингтона, чтобы Москва отказалась от своего главного ближневосточного союзника, пишет The Washington Post. В целом вчерашняя встреча не показала, что двусторонние отношения улучшатся в ближайшее время, резюмирует газета. Кроме того, отношения и так достигли худшего показателя со времен холодной войны.
Издание отмечает, что Р.Тиллерсон три часа говорил с С.Лавровым, а затем еще почти два – с В.Путиным. И глава российского МИДа передал длинный список разногласий с США, некоторым из них уже много лет. «К сожалению, у нас есть некоторые различия во взглядах по большинству этих вопросов», - сказал С.Лавров.
Газета отмечает, что Россия использовала визит госсекретаря США, чтобы подтвердить свою твердую позицию по Сирии: Москва не будет прилагать усилий, чтобы лишить Б.Асада власти. Единственным положительным моментом стало предложение В.Путина восстановить Меморандум по предотвращению инцидентов в небе над Сирией. Также стороны согласились с тем, что Корейский полуостров должен быть освобожден от ядерного оружия. Также Сирия должна быть объединенной и стабильной после поражения ИГ.
The National Interest, в свою очередь, отмечает, что встреча Р.Тиллерсона с В.Путина показала, что Россия не намерена идти на столкновение с США. Почти двухчасовой разговор с российским лидером может свидетельствовать о начале улучшения отношений, которое в своей предвыборной кампании обещал президент США Дональд Трамп. Однако рассчитывать на это не стоит, пишет издание, поскольку итоги встречи Р.Тиллерсона и В.Путина минимальны.
The New York Times также подчеркивает, что в ходе встречи В.Путина и Р.Тиллерсона было достигнуто минимум соглашений. Они, по-видимому, «не смогли прийти к согласию относительно фактов, касающихся применения химического оружия против сирийских мирных граждан или российского вмешательства в американские выборы».
При этом до последнего не было ясно, примет ли глава государства американского госсекретаря. Газета отмечает, что «висячие» встречи – старая техника В.Путина, которую он применяет, чтобы вывести из равновесия других лидеров и продемонстрировать свой контроль. «Но когда Путин и Тиллерсон встретились, стало ясно, что у них не только разные мировоззрения, но и разные взгляды на факты», - пишет The New York Times. Это привело только к «косметическим договоренностям». Американское издание также подчеркивает, что первый визит Р.Тиллерсона в Москву в качестве самого важного дипломата поразил отсутствием встреч с политическими диссидентами или оппонентами Путина.
The Guardian подчеркивает, что двухчасовая беседа Р.Тиллерсона и В.Путина «привела к устранению непосредственной угрозы эскалации» - президент России подтвердил намерение избегать столкновений самолетов ВВС обеих стран в воздушном пространстве Сирии. Газета отмечает, что переговоры в Кремле проходили на фоне кризиса двусторонних отношений, вызванных химической атакой в Сирии и «карательным ударом США». Но фундаментальные противоречия по Сирии и Украине не были устранены.
Российские политики также прокомментировали визит Р.Тиллерсона и итоги вчерашних встреч и переговоров, сообщает ТАСС.
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев считает, что на прошедших переговорах не произошло прорыва и на это никто не надеялся. «Но удалось избежать соблазна завышенных ожиданий, и скромные результаты встречи все-таки в зоне «плюс», - сказал он. К.Косачев полагает, что «американцы явно приехали не с заведомо нелепыми предложениями, вроде «разменов» Асада на членство в «большой семерке», Украины на Сирию и т.п., а также не только с нравоучениями и ультиматумами». «Иначе бы встречи с Путиным не было: не в его стиле тратить время на пустые разговоры», - сказал он.
По мнению председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого, «одним из итогов визита Тиллерсона стал крах прогнозов о выдвижении ультиматумов со стороны США». «Не было никаких ультиматумов. Наоборот, достигнута договоренность о создании рабочей группы по решению самых сложных вопросов в российско-американских отношениях», - сказал он. При этом Л.Слуцкий не склонен считать эти встречи прорывными, поскольку они и не могли быть такими.
Первый заместитель председателя комитета Совфеда по обороне и безопасности Франц Клинцевич отметил: «Теперь очевидно, что госсекретарь США приезжал в Россию не зря. Подтверждение общей нацеленности на борьбу с международным терроризмом - это, наверное, максимум, который можно было достичь на сегодняшний день в российско-американских отношениях с учетом последних негативных событий. И свидетельством того, что со стороны России это не просто слова, стала наша».