Рекс Тиллерсон ожидает, что Москва прекратит поддерживать Дамаск. Фото Reuters
Российская сторона не намерена обсуждать вопрос о будущем президента Сирии Башара Асада на переговорах с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном в Москве. «Судьба президента – это вопрос к народу страны», – заявил «НГ» источник в МИД РФ. Отчасти это заставляет сомневаться в целесообразности приезда главы американской дипломатии, если учесть, что отговорить Москву от поддержки официального Дамаска – это едва ли не главная цель российского вояжа Тиллерсона.
За считаные часы до отлета в российскую столицу глава Госдепа сделал заявление на встрече «большой семерки» в итальянской Лукке. Он подчеркнул, что Россия должна выбрать между США и сирийским режимом.
«Мы хотим прекратить страдания сирийского народа, – заявил он. – Россия может стать частью этого будущего и играть в нем важную роль или может продолжать союз с этой группой (имеются в виду Дамаск и Тегеран. – «НГ»), который, как мы считаем, не будет служить ее интересам в долгосрочной перспективе». Тиллерсон также выразил уверенность, что «правление семьи Асад подходит к концу».
На необходимости заставить Кремль отказаться от альянса с официальным Дамаском сошлись президент США Дональд Трамп и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. В ходе телефонного разговора лидеры заявили, что сейчас существует «окно возможностей, позволяющее убедить Россию в том, что союз с Асадом больше не находится в ее стратегических интересах». Как сообщается на сайте британского правительства, также Трамп и Мэй согласились, что визит Тиллерсона – это способ достичь прогресса в «решении, которое поможет добиться прочного политического урегулирования».
В официальном сообщении МИД России по поводу переговоров с госсекретарем говорится, что российская сторона не готова поступаться своими законными интересами и признает только равноправный разговор. «Мы, однако, всегда были и остаемся открыты к максимально откровенному диалогу с США по любым вопросам двусторонней и международной повестки дня», – в то же время отмечают в дипведомстве РФ. На Смоленской площади «твердо рассчитывают» на согласие Вашингтона объективно расследовать обстоятельства массовой гибели мирных сирийцев от отравляющих веществ в районе Хан-Шейхуна (провинция Идлиб), которая и спровоцировала военный ответ со стороны Белого дома.
Опыт сотрудничества России и Турции на севере Сирии говорит о том, что нельзя сбрасывать со счетов вероятность каких-либо непубличных договоренностей. Однако что касается российско-американского диалога, то в экспертной среде убеждены: Москва действительно не поменяла взгляд на будущее сирийского президента. «Вопрос о судьбе Асада – не наш вопрос, – пояснил «НГ» заместитель председателя совета Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов, занимавший в 2000–2005 годах пост посла РФ в Саудовской Аравии. – Мы его, как правило, вообще не обсуждаем – мы просто поясняем свою позицию и не вступаем в переговоры ни на каком уровне относительно судьбы президента Сирии. Было проведено голосование (президентские выборы в Сирии в 2014 году. – «НГ»). Наши представители там были. Они остались довольны».
Российский дипломат отмечает негативный психологический фон, на котором пройдут переговоры с Тиллерсоном. «В дипломатической практике принято, что когда происходят визиты достаточно высокого уровня, тем более стартовые визиты после выборов, стороны посылают друг другу сигналы о заинтересованности развивать двусторонние отношения, – заявил Бакланов. – Те сигналы, которые идут от США, негативные. Тут два варианта – или это исключительно низкая профессиональная культура, или это неловкая и глупая попытка надавить на Россию. Может, Тиллерсон по приезде как человек опытный перестроится, но пока Госдеп проявляет чудеса безалаберности при подготовке визита».
Другой российский эксперт сомневается в успехе переговоров с госсекретарем. «Я не вижу здесь каких-то подвижек, – заявил «НГ» директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов. – Сколько раз мы видели, как вроде бы сближались позиции США и России по Асаду и как эти позиции снова расходились. Я не вижу перспектив для прорыва хотя бы в решении одной проблемы – сирийской. Может, что-то и будет обнадеживающее, как в переговорах с Джоном Керри, но по большому счету Россия и США еще больше удалились друг от друга после бомбардировок».
Сомнения в результативности встречи Тиллерсона с российским руководством выражают и в американской экспертной среде. «Я не ожидаю многого, – заявил «НГ» профессор Дэниел Сервер из Школы углубленных международных исследований им. Джонса Хопкинса. – Москва зациклилась на поддержке Асада. А американцы все сильнее и сильнее осознают, что не будет мира до тех пор, пока он остается у власти. Россия даже не признала, что химическое оружие было использовано, поэтому как можно удержать Асада от дальнейшего применения?»
Аналитик допускает, что в ходе переговоров между российским руководством и Тиллерсоном может быть достигнуто соглашение о расследовании инцидента в Хан-Шейхуне. Но для Белого дома это не очень значительный шаг, убежден Сервер. Он также отмечает, что пока сложно сказать, на какой именно цели сфокусирована команда Трампа на сирийском направлении.