Эрик Принс не только организовал частную военную компанию, но и сотрудничал с ЦРУ. Фото Reuters |
ФБР расследует обстоятельства встречи между создателем частной военной компании (ЧВК) Blackwater Эриком Принсом и неким «приближенным президента Владимира Путина» в январе, сообщает Washington Post. Переговоры, которые предположительно прошли на Сейшелах при посредничестве Объединенных Арабских Эмиратов, стали частью усилий новой администрации США по налаживанию контактов с Кремлем.
Кто мог вести переговоры с Принсом со стороны РФ, не говорится. Неизвестна и сама повестка встречи, но, как отмечает газета, ОАЭ согласились на роль посредника, чтобы прояснить, намерена ли Россия отказаться от партнерства с Ираном.
К этому Москву хочет склонить Вашингтон. Как заявила постпред США при ООН Никки Хейли, США всерьез настроены на борьбу с иранским влиянием в ближневосточном регионе. «Мы не считаем его продуктивным, не считаем полезным, мы считаем, что оно представляет вред для всего мира», – подчеркнула представительница страны, председательствующей в апреле в Совете Безопасности ООН.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал «полной ерундой» сообщение о встрече на Сейшелах. А в администрации Трампа сообщили, что о факте беседы между Принсом и россиянами ничего не знают. «Мы не осведомлены о каких-либо встречах, а Эрик Принс не играет никакой роли в переходной команде», – заявил журналистам пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер.
Однако пресс-служба Принса встречу все-таки косвенно подтвердила. «Это абсолютный вымысел, – заявил представитель основателя ЧВК Blackwater. – Эта встреча не имела ничего общего с президентом Трампом. Почему разведывательное сообщество промышляет слежкой за американскими гражданами, в то время когда они должны охотиться за террористами?»
Западные аналитики склонны полагать, что тесная связь между Трампом и Принсом есть. Так, редактор онлайн-журнала Intercept и автор книги о Blackwater Джереми Скахилл со ссылкой на анонимные источники сообщал в январе этого года, что Принс консультирует избранного президента по вопросам, связанным с разведкой и обороной. Советы основателя крупнейшей в мире ЧВК касались даже того, какие кандидаты могут подойти на роль госсекретаря и министра обороны США, пересказывал Скахилл слова своих собеседников. По этим же данным, Принс имеет хорошие отношения с советником президента США Стивом Бэнноном и часто выступает на новостном сайте Breitbart, главным редактором которого в прошлом был Бэннон. В политическом предпочтении Принса сомневаться не приходится: он неоднократно заявлял, что Трамп – это лучшая кандидатура для того, чтобы бороться с исламистами.
Примечательно, что Принс также поддерживал Трампа в его стремлении объединить усилия с Россией для борьбы против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). «Только подумайте, если Франклин Делано Рузвельт имел дело со Сталиным, чтобы победить германский фашизм во время Второй мировой войны, конечно, США могли бы работать с Путиным для того, чтобы победить исламский фашизм, – заявил в интервью Breitbart бизнесмен. – Мы не должны соглашаться с русскими во всем, даже во многом, но по крайней мере мы можем договориться, что сокрушить ИГ – это хорошая идея».
Создатель известной во всем мире американской ЧВК переехал в Эмираты в 2010 году – на фоне скандалов, связанных с обвинением сотрудников Blackwater в совершении военных преступлений во время иракской кампании. К примеру, в 2007 году сотрудники ЧВК устроили перестрелку на центральной площади Багдада, в которой погибли два десятка мирных жителей. По запросу ОАЭ Принс в 2011 году создал военную фирму Reflex Responses, или R2, для охраны важных объектов на территории арабской страны.
«То, что Эмираты могли организовать встречу между Принсом и российским представителем, возможно, потому что ОАЭ с ним работали конструктивно и долго. Каналы у них есть», – пояснил «НГ» руководитель отдела исследования ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов.
Что касается иранской проблемы, что здесь у Принса также есть негативное (если смотреть с позиции Тегерана) реноме, полагает эксперт. «Из-за того, что Blackwater сотрудничала с ЦРУ и ее сотрудники были замешаны в перестрелках в Ираке, можно сделать вывод, что ЧВК вступала в столкновения либо с иранскими «прокси» (посредниками. – «НГ»), либо с членами Корпуса стражей исламской революции», – полагает Мардасов. Также аналитик напоминает: весной 2010 года консервативные иранские СМИ обвинили компанию Принса в поддержке леворадикальной организации «Моджахедин-э Хальк», которая признана террористической Багдадом и Тегераном. Впрочем, американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor тогда назвала эти обвинения результатом иранской внутриполитической игры.
Эксперт усомнился в подлинности сообщения о встрече между Принсом и «приближенным Путина», однако пояснил, что если она и имела место, то скорее всего касалась судьбы Ливии, где у ОАЭ есть свои интересы. «Эмираты поддерживают в Ливии Халифу Хафтара, поэтому Принс работает, скажем так, против исламистов – его противников, – заявил Мардасов. – У России и США здесь есть возможность для диалога, тем более что позиция американцев в отношении Правительства национального согласия в Ливии далеко не столь однозначна».