Электорат Марин Ле Пен считается одним из самых стойких. Фото Reuters
Менее чем за три недели до первого тура президентских выборов во Франции ситуация на политическом поле страны остается интригующей. Ряду политиков, согласно опросам, не намного, но удалось сократить отставание от своих конкурентов. Стабильными остаются только позиции главы «Национального фронта» Марин Ле Пен. Это с сожалением признал в интервью Monde и ее главный соперник – лидер партии «Вперед!» Эмманюэль Макрон, не исключив, что ультраправый политик может занять кресло в Елисейском дворце.
«На сегодня устойчивым фаворитом опросов по первому раунду является Марин Ле Пен, – признал Макрон в беседе с Monde. – Люди, которые говорят, что Ле Пен не может победить во втором туре, уподобляются тем, кто твердил, что Трамп никогда не выиграет. Также существует очень сильная путаница у Бенуа Амона (Социалистическая партия. – «НГ») и Франсуа Фийона (партия «Республиканцы». – «НГ»), который избрал меня и «Вперед!» мишенью для своих атак». В то же время центрист выразил сожаление, что Ле Пен может пройти во второй тур, и назвал ее главной соперницей: «Это наш главный противник, и основные дебаты развернутся между мной и ею, то есть между патриотами и националистами».
Согласно недавнему опросу BVA, за Макрона готовы проголосовать 25% респондентов в первом туре, а за Ле Пен – 24%. Примечательно, что свои показатели улучшил пострадавший от коррупционного скандала вокруг своей супруги Франсуа Фийон: за неделю он поднялся на два пункта, достигнув 19%. Несколько пунктов за прошедшие две недели заработал и лидер крайне левой «Непокорной Франции» Жан-Люк Меланшон: за него готовы отдать свои голоса 15% опрошенных. При этом существенным показателем остается и уверенность избирателей: в своем выборе, по данным BVA, сомневаются 4 из 10 французов, собирающихся идти на выборы. В наиболее опасной ситуации с этой точки зрения находится Макрон: примерно половина его электората не демонстрирует твердой уверенности в том, что поддержит его.
Выступая перед сторонниками в Бордо, Ле Пен выразила уверенность, что эти французские выборы «предвещают цивилизации перемены». «Голосуйте, я прошу вас, – обратилась она к своему электорату. – Не позволяйте, чтобы вас сбросили со счетов те, кто презирает кандидатов, которые не были включены в систему». Ее обращение, вероятно, касалось прежде всего Макрона, который в минувшие выходные призвал французов не отдавать свои голоса за «партию ненависти» – «Национальный фронт». В эти выходные на Ле Пен обрушился шквал критики и со стороны Меланшона, который, выступая на митинге в Шатору, заявил, что французы изберут президентом скорее «стол, стул или скамейку», нежели Ле Пен.
Примечательно, что пункты программ Ле Пен и Меланшона, которые касаются членства Франции в Евросоюзе и в НАТО, очень похожи. Крайне левый кандидат обещал в случае своего избрания рассмотреть вопрос об уходе из этих организаций, как и его соперница из «Национального фронта». Также в планах Меланшона поменять государственное устройство Франции и провозгласить VI республику: по мнению кандидата, страна давно превратилась в «президентскую монархию». Именно поэтому, с его точки зрения, парламенту республики необходимо предоставить больше полномочий.
В экспертной среде согласны с тезисом Макрона, что выборы во Франции можно рассматривать как борьбу между националистами и патриотами. «Во французской революционной традиции патриотами назывались люди, разделяющие базовую систему революционных ценностей – это права человека, концепция просвещения, – пояснила «НГ» профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД РФ Евгения Обичкина. – Поскольку Ле Пен считается главной партии, которая эти ценности не разделяет, а главный пафос кампании Макрона – приверженность республиканским ценностям и республиканской триаде «свобода, равенство, братство», то здесь проходит водораздел. Макрон хочет выступить от лица всех французов, разделяющих республиканские ценности. Объединительная тематика – это главная тематика в преддверии первого тура. И благодаря ей Макрон вырвался вперед после «пенелопагейта» (скандал с супругой Фийона. – «НГ») и после того, как левые выбрали единым кандидатом Бенуа Амона, потому что Амон не в состоянии стать президентом всех французов».
Неопределенность, которая царит среди избирателей Макрона, не является негативным фактором, считает эксперт. «Макрон сегодня – ловец неопределившихся избирателей, – заявила Обичкина. – Есть стойкие избиратели Фийона, и они все-таки остались, несмотря на «пенелопагейт». Этот стойкий электорат вряд ли пойдет за Макроном, во втором туре – возможно, и Макрон сделает для этого все возможное, но в первом – он проголосует за Фийона».
Аналитик также отвергла возможность того, что сомневающиеся избиратели Макрона могут уйти к Ле Пен или Амону, программу которого можно считать несистемной. «У Макрона на этом поле нет сильных конкурентов, он является приемлемым кандидатом для всех неопределившихся. Избиратели Ле Пен – определились. И избиратель Макрона не пойдет голосовать за нее. Между электоратом Ле Пен и другими французами – приверженцами республиканских ценностей стоит целая стена. Это стена между националистами и патриотами, как выразился Макрон».