Фото Gettyimages
«Для президента Трампа ясно, что у США украдены тысячи фабрик», - отмечает немецкое информационное агентство n-tv. Пришло время откорректировать , считает американский президент, «плохие договоры о зоне свободной торговли».
Эти угрозы президент Трамп высказал при подписании двух новых декретов, касающихся проблем внешней торговли. В первом декрете президент объявил о составлении списка стран и продукции, которые «виновны» в крупном дефиците американского внешнеторгового баланса, достигшего 502 млрд долл. Американский министр торговли Уилбур Росс назвал страны-виновники складывающейся ситуации. Это Германия, Япония, Канада, Франция и Мексика. Особое положение в этом списке занимает Китай, который причинил США наибольший ущерб. Во втором декрете президент Трамп потребовал ответственные за внешнюю торговлю американские власти проверить, величину таможенных пошлин и других платежей, которые США недополучила в результате политики указанных государств. А эти суммы, по оценке советника Трампа по торговым вопросам Петера Наварро, занимающего пост главы Национального совета по торговле, составляют 2,8 млрд долл.
Среди названных «стран-грешников» особый интерес представляет Германия, , поскольку это самая мощная в экономическом и финансовом плане государство ЕС, и именно федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель стремилась к скорейшему подписанию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) (Тransatlantic Trade and Investment Partnership). Это, по сути дела, соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и США. Его сторонники полагают, что соглашение приведёт к многостороннему экономическому росту, в то время как противники утверждают, что оно приведёт к увеличению власти корпораций и затруднит правительствам регулирование рынков на благо всего общества. В Германии протесты среди противников договора в своей массе сводились в основном к утверждениям, что американская геномодифицированная продукция появится на прилавках немецких магазинов на нанесет ущерб здоровью населения.
Однако сторонники трансатлантического партнерства в Германии надеются на активизацию контактов с администрацией Трампа. Как сообщил "НГ" в недавней беседе высокопоставленный немецкий дипломат, эти надежды связаны с тем, что, вопреки предвыборным заявлениям, Трамп, по сути дела, придерживается в отношении России будь-то санкции, или украинский кризис, линии предыдущей администрации. Поэтому в Европе надеются на разработку и заключение нового соглашения о зоне свободной торговли между ЕС и США. У мня нет сомнений, что противники налаживания отношений с Россией и среди демократов и в самой республиканской партии решительно корректируют все шаги Трампа, направленные хоть на какое-то улучшение американо-российских отношений и на самом деле Трамп в этом отношении связан по рукам и ногам. Но лозунг «Америка на первом месте», который Трамп провозгласил лейтмотивом своей президентской деятельности как раз предполагает защиту интересов прежде всего американской промышленности.
Именно поэтому 31 марта начатое американской администрацией антидемпинговое расследование против немецких сталелитейных концернов (речь идет о Salzgitter и Dillinger Huette) вызвало острую реакцию вице-канцлера Зигмара Габриэля, который упрекнул Трампа в несоблюдении правил Всемирной торговой организации (ВТО) и пообещал направить туда жалобу. На эти фирмы американцы наложили штрафы, которые руководство Salzgitter уже назвало «не поддающимися проверке». Salzgitter предъявлено обвинение в демпинге в размере более 20% от себестоимости , а Dillinger Huette – более 6%. Ожидается, что штрафы будут наложены задним числом, т.е. за предыдущие годы. Это уже привело к прекращению поставок немецких сталелитейных изделий в США. Для ведущего сталелитейного гиганта ФРГ – Salzgitter это означает снижение оборота на 6%.
Создается впечатление, отмечает n-tv, что немцы и американцы могут быть вовлечены в «жесткий торговый конфликт». Впрочем федеральное правительство Германии полагает, что окончательное решение в отношении размеров штрафов американцы примут до 15 мая .Но решили привлечь к этому торговому спору комиссию ЕС для подготовки ответных мер.