Фото GettyImages
То, что визит германского канцлера Ангелы Меркель в США совпал с заявлением Верховного Представителя ЕС Федерики Могерини от имени Европейского Союза касательно Крыма, конечно, случайность. Но в этом имеется своя внутренняя логика. Она состоит в том, что Европейский Союз, согласно этому заявлению ЕС вновь призывает страны-члены ООН рассмотреть возможность принятия так называемых ограничительных мер в отношении России. Другими словами, расширения антироссийских санкций за счет других стран вне ЕС. Понятно, что в этом заявлении госпожа Могерини предпочитает не замечать условия, приведшие к присоединению полуострова к России, вину за создание которых следовало бы возложить на Запад. Да и более глубокий анализ правовых аспектов данного вопроса, тем более с учетом новых, недавно выявившихся обстоятельств, касающихся, в частности просьбы Януковича к президенту Путину в тот период, когда его легитимность как украинского президента никем не оспаривалась, осталась вне внимания верховного представителя.
Как известно, официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова подтвердила радиостанции «Говорит Москва», что бывший президент Украины Виктор Янукович обращался к президенту России Владимир Путину с просьбой о введении в Украину российских войск. При этом Захарова подчеркнула, что просьба содержалась в заявлении, которое и цитировал впоследствии в Совете Безопасности ООН постпред России Виталий Чуркин.
А главная цель поездки Меркель в Вашингтон как раз и состояла в том, чтобы прозондировать позицию главного германского союзника за океаном, в том числе, в вопросе его отношения к украинским событиям. Ведь пока известны различные, зачастую противоречивые, высказывания нынешнего американского президента по этому вопросу в ходе предвыборной кампании.
Немецкое агентство n-tv значительно расширило круг интересующих Меркель вопросов: от внешней торговли, НАТО,ЕС, ИГИЛ (организация запрещена в России),Сирии и России. Что же осталось, как говорится, в сухом остатке?
Немецкая и американская пресса не скрывают своего разочарования. В этом плане можно привести цитату из известного немецкого журнала "Spiegel". Под заголовком "Каждый представляет собственные интересы" журнал пишет: "Великий разрушитель встречается с последней защитницей либерального мирового порядка. Миры, в которых они существуют различаются и по стилю, и по проводимой политике. Но, тем не менее, и Трамп, и Меркель хотели показать, что они сотрудничают, когда вместе они появились в восточном крыле Белого дома. Но они не смогли скрыть то, что их разделяет и вопросах торговли, миграции, а также в ряде других острых проблемах современности".
Журнал называет несколько тем, по которым совершенно очевидно собеседники не пришли к единому знаменателю. По вопросу НАТО, Трамп , правда, похвалил на пресс-конференции Германию за ее вклад, например, в Афганистане. Но подчеркнул, что немцы могли бы делать гораздо больше. Речь шла об увеличении военных расходов до двух процентов валового общественного продукта или национального продукта. Конечно, ВОП или ВНП и валовый внутренний продукт (ВВП) , которым привыкли оперировать российские экономисты несколько разные показатели. Территория. ВВП – это стоимостное выражение товаров и услуг, произведённых в стране. ВНП – стоимость всех материальных благ, произведённых субъектами хозяйствования государства независимо от их фактического местонахождения. Но в данном случае ясно одно - Трамп считает, что немцы не доплачивают в общую натовскую копилку. И Меркель обещала увеличить военных расходы до требуемого показателя, правда лишь 2024 году. Ничего нового в данном случае не произошло - Трамп изложил свое понимание союзничества как «справедливое распределение расходов».
Судя по дискуссии в отношении зоны свободной торговли между Европой и США, то здесь было больше ясности. Трамп повторил свой старый тезис относительно торгового дефицита, который навязывают США некоторые их торговые партнеры. И не скрывал своей озабоченности относительно того, что европейцы предпочитают «жить за счет американцев». По сути дела, и в данном вопросе партнеры ограничились изложением собственных представлений. Больше конкретики в данный вопрос внесли представители немецкого делового мира. Председатель федерального объединения оптовой торговли, внешней торговли и услуг( BGA) Антон Бёрнер в интервью немецкому агентству dpa прямо заявил, что пока неясно , как представляет себе трансатлантическое торговое партнерство американский президент. Обеим сторонам, считает он, еще предстоят длительные и трудные переговоры.
Конечно, когда не хватает информации (а ее журналистам совершенно очевидно не хватало), то внимание начинают привлекать детали встречи. Видимо исходя из известной поговорки, что «черт кроется в деталях». Поэтому, например, журнал "Politico" предпочел сосредоточить внимание своих читателей на неприятных моментах встречи Трампа и Меркель. К ним он отнес отсутствие рукопожатия, хотя в случае, например, встречи с японским премьером рукопожатие длилось целых 19 секунд. Журнал даже приводит такие слова, что, когда перед камерами Меркель предложила пожать руки, Трамп ей просто не ответил. Более того, он просто не отвечал на «ищущий взгляд». Возможно, отмечают некоторые журналисты, он просто не услышал вопроса. Было также заметно, что Трамп старался не замечать ищущего контакта взгляда Меркель и отводил свои глаза в сторону. С точки зрения немецких психологов, пишет газета «Welt», это все явные признаки того, что американский президент явно демонстрировал, кто в «доме хозяин».
Конечно, имеющаяся информация, и скорее ее скудость не дает возможности сделать вывод относительно того, как прошел обмен мнениями относительно России и ситуации на востоке Украины и мы не знаем, насколько помог этому демарш Могерини. Скорее всего и в данном вопросе все свелось к изложению позиции самой Ангелы Меркель. Позиция же Трампа кажется понятной, если учесть его неопытность во внешнеполитических делах и небольшой срок его президентства. Он пока набирает опыт и высказывается более конкретно по тем позициям, которые ему кажутся очевидными: более справедливое распределение расходов на оборону между союзниками и преодоление американского торгового дефицита. Как американец и предприниматель в данных вопросах Трамп очень конкретен.