Макрон стал третьим среди фаворитов президентской гонки, попавших в центр финансового скандала. Фото Reuters
Один из фаворитов президентской гонки во Франции, лидер движения «Вперед!» Эмманюэль Макрон стал объектом предварительного расследования, инициированного прокуратурой Пятой республики. Дело, в котором фигурирует бывший министр экономики, касается деталей его встречи с бизнесменами в Лас-Вегасе. Таким образом, похоже, что теперь все основные участники гонки за Елисейский дворец так или иначе находятся под прицелом следственных органов.
Причиной интереса прокуратуры стал визит Макрона в США в 2016 году. Политик, занимавший тогда пост министра экономики, выступал на выставке потребительской электроники (Consumer Electronics Show) в Лас-Вегасе.
Согласно расследованию сатирического журнала Canard Enchaine, поездка Макрона была организована аффилированным с Министерством экономики Франции агентством Business France, которое наняло пиар-компанию Havas для организации вечера, заплатив ей примерно 400 тыс. евро. Сведения, добытые Canard Enchaine, указывают на то, что Havas выбрали с нарушением правил тендера. Прокуратура Франции выясняет, каким образом компания получила возможность заниматься мероприятием в Лас-Вегасе.
Сам кандидат в президенты Франции говорит, что ничего не знал об организационных деталях. В заявлении политической партии Макрона «Вперед!» говорится, что история вокруг его визита в Лас-Вегас касается прежде всего Business France и остается на совести этой компании. Напомним, по состоянию на конец февраля опросы свидетельствовали, что 39-летний политик не только пройдет в первый тур, но и одержит победу во втором – лицом к лицу с главой «Национального фронта» Марин Ле Пен. Так, результаты исследования, проведенного институтом Ifop-Fifucial, говорили, что разрыв между двумя кандидатами составляет в первом туре полтора процента: 24,5% респондентов выступили за Макрона, 26% – за его соперницу.
По последним данным, опубликованным в Echo, расклад остается примерно похожим. В первом туре за главу НФ готовы проголосовать 27%, за Макрона – 25%, свидетельствует опрос, проводившийся с 12 по 14 марта экспертами Opinionway-Orpi. Фийону готовы отдать голоса всего 19% французов, кандидату от Социалистической партии Бенуа Амону – 13%. В случае же, если Макрон выйдет против Ле Пен во второй тур, то за него отдали бы голоса 61% опрошенных. Кроме этого, 84% респондентов Opinionway-Orpi назвали нынешнюю президентскую кампанию низкокачественной.
Таким образом, бывший министр экономики стал третьим кандидатом в президенты, который оказался в центре финансового скандала. Ле Пен обвинили в растрате средств Европарламента на нужды ее партии, а республиканца Франсуа Фийона – в том, что его супруга Пенелопа занимала должность парламентской ассистентки фиктивно. Вчера Фийон в интервью Radio Classique заявил, что не намерен отказываться от участия в борьбе за пост главы государства несмотря на то, что ему официально выдвинули обвинения. «Против меня устроили манипуляцию с одной целью – остановить на президентских выборах», – заявил республиканец, добавив, что «избиратели-правые и избиратели-центристы переполнены гневом, потому что они не хотят, чтобы их выборы украли».
Причиной расследования в отношении Фийона также стали материалы Canard Enchaine. «Это острое сатирическое издание и к тому же великолепно информированное, но по традиции весьма левое, – пояснил «НГ» руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский. – Фийон для него, например, просто враг. Дело в том, что он не только правый, но и католик, упертый и убежденный. Он афиширует это вразрез с традициями светскости, а для Canard Enchaine как раз спор о светскости всегда был красной тряпкой. Левая традиция антиклерикальная, а Фийон – противник для нее еще и в этом плане. Что касается Макрона, то он выглядит как ставленник истеблишмента, либерального мейнстрима. Или, как говорят французы, «бесполого», то есть он не левый и не правый. Поэтому Фийон для Canard Enchaine в каком-то смысле предатель. Люди, которые отчасти представляют систему координат этого издания, это Амон и, может, Жан-Люк Меланшон».
Обвинения со стороны прокуратуры ничем формально кандидатам не грозят, считает эксперт. «Это все будет длиться долго. Суда сейчас не будет, – предрекает Рубинский. – Во Франции никто не отменял презумпцию невиновности. Пока Фийон не осужден, он может идти до конца. Что касается Макрона и Ле Пен, есть то, что смягчает их положение: им не вменяется попытка личного обогащения». Аналитик напоминает, что этим двум кандидатам инкриминируют использование в пользу своей партии тех средств, которые на это не были рассчитаны. «Миттеран в 1965 году в первый раз баллотировался в президенты против де Голля. Он тогда тоже ходил с обвинением, но по более неприятному делу», – напомнил аналитик.
Однако многие наблюдатели сходятся в том, что больше всего скандалы повредили рейтингу Фийона, который рассматривался в качестве наиболее вероятного соперника Ле Пен во втором туре. Семейный подряд в парламенте ударил по имиджу честного и ответственного политика, на который республиканец делал акцент, выдвигаясь на выборах.