Представители турецкой общины пришли на встречу с Мевлютом Чавушоглу во французском Меце. Фото Reuters
Главе МИД Турции Мевлюту Чавушоглу удалось выступить в воскресенье во французском городе Мец с обращением к проживающим в Европе соотечественникам. Накануне министр, намеревавшийся провести такое же мероприятие в Роттердаме, столкнулся с резким отказом Нидерландов на посадку своего самолета. Голландское руководство предотвратило и другой визит в этот город: из страны была выдворена министр по делам семьи и социальной политики Турции Фатма Бетуль Сайан Кайя. Турецкая сторона обещает ответить своим обидчикам максимально жестко.
«Мы планируем контрмеры, которые будут приниматься до тех пор, пока Нидерланды не принесут извинений, – пригрозил Чавушоглу по приезде во Францию.
– При необходимости мы обратимся в международные инстанции, в том числе Европейский суд по правам человека». То, что голландские полицейские помешали женщине-министру попасть в здание генконсульства, противоречит международным нормам, отметил глава МИДа. «С подобного рода постыдными действиями не сталкивались даже во времена нацизма», – заявил Чавушоглу, повторив сравнение, прозвучавшее ранее из уст турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
Отпор двум министерским визитам Нидерланды объясняют «угрозой общественному порядку». Причем такая реакция не была неожиданностью. Ранее премьер-министр Марк Рютте заявил об усилении мер безопасности в связи с приездом Чавушоглу и дал понять, что подобные выступления в Голландии крайне нежелательны. «Речь идет не о его приезде в Нидерланды как таковом, – заявил Рютте. – Он может посетить музей Маурицхейс или посмотреть тюльпаны. Но мы не хотим, чтобы он проводил митинги».
Как известно, турецкие министры хотели провести встречу с согражданами по поводу конституционного референдума, намеченного на 16 апреля. Его исход может существенно расширить полномочия Эрдогана. После жестких заявлений со стороны Анкары Рютте вчера заявил, что на любую эскалацию последует ответ. «Но мы сделаем все, что в наших силах, для снижения накала», – в то же время пообещал премьер журналистам.
Пока что понизить градус напряженности у сторон не получается. Внешнеполитическое ведомство Турции посоветовало голландскому послу, который в настоящее время находится за пределами республики, взять паузу и не возвращаться к работе. Сообщается, что его резиденция в Анкаре, а также посольство и консульство Голландии были взяты в оцепление. Власти Нидерландов столкнулись с демаршем и внутри своей страны: представители турецкой общины вышли на демонстрации. В минувшие выходные правоохранителям пришлось пустить в дело конную полицию и водометы, чтобы пресечь манифестации возле турецкого консульства в Роттердаме.
Действия Нидерландов выходят за рамки дипломатического этикета, что, возможно, указывает на неизвестные аспекты конфликта, полагают в экспертной среде. «Понятно, что голландцы таким образом выражают протест против ценностно неприемлемой политики турок, – пояснил «НГ» доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. – При этом, по всей видимости, у них были какие-то веские основания, которые они, может, не разглашают – например, действия турецких организаций на территории Нидерландов. Такие конфликты просто так не возникают, это не похоже на голландцев». Аналитик напоминает, что 15 марта в Нидерландах состоятся парламентские выборы и любые протесты со стороны турок могут только усилить позиции крайней правой Партии свободы.
Другой эксперт полагает: причиной запрета для двух турецких министров мог стать целый комплекс проблем, среди которых – антиевропейская риторика Эрдогана и попытка Анкары повлиять на мнение диаспоры в Голландии накануне референдума. «В Германии, например, турецких имамов уличили в том, что они собирали сведения, кто к какой организации принадлежит, – напомнил в разговоре с «НГ» научный сотрудник Института востоковедения РАН Ильшат Саетов. – Думаю, в Голландии что-то такое же происходит. Это общая тенденция».
Впрочем, эксперт не считает, что в ответ Анкара решится на расторжение сделки с ЕС, касающейся мигрантов. «Это немного другой уровень. Эрдоган несколько лет шантажирует ЕС беженцами, и заметно, как полтора года ЕС уже почти не реагирует», – заметил Саетов. Эксперт напоминает, что турецкая экономика сильно зависима от европейского рынка, поэтому Турция не пойдет на обострение отношений.