Фото Gettyimages
В западногерманских федеральных землях Северный Рейн – Вестфалия и Рейнлланд-Пфальц полиция провела обыски в квартирах четырех проживающих там имамов, сообщает Spiegel Online. Однако целью правоохранителей на этот раз стали не исламские радикалы – рейд на жилища духовенства вызван разгорающимся германо-турецким шпионским скандалом.
Имамы, в квартирах которых вчера прошли обыски, состоят в организации DITIB – Diyanet Isleri Turk-Islam Birligi, Турецко-исламском союзе религиозных учреждений. В стране действует более 900 мечетей под его управлением. DITIB работает под патронажем турецких властей с 1984 года: он был основан как ответвление турецкого Управления по делам религий (Диянет). Дело о шпионаже в DITIB прокуратура завела в январе 2017 года после обращения депутата Бундестага от партии «Зеленые» Фолькера Бека, обвинившего союз в сборе для турецкой разведки информации о сторонниках проживающего в США оппозиционного турецким властям проповедника Фетхуллаха Гюлена среди прихожан. Политик, связавшийся с прокуратурой еще в декабре прошлого года, считает, что из-за позднего возбуждения дела некоторые из подозреваемых в шпионаже могли успеть выехать из страны. Имена обвиняемых немецкой полицией не разглашаются.
Многие годы DITIB был одной из приоритетных для немецкого правительства – контроль союзника по НАТО и авторитет турецкого ислама, по мнению Берлина, надежно страховали его от проникновения радикальной идеологии и делали DITIB могучим союзником в борьбе с ее распространением. В Германии сквозь пальцы смотрели на его сближение с правительством Турции, происходившее с начала 2000-х годов – во время правления в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) и премьерства действующего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Однако после неудачного военного переворота, в котором обвинили гюленистов, и последовавших за ним широкомасштабных чисток в государственном аппарате Анкары благостное отношение к «исламской руке» турецкого правительства сменилось настороженностью. Поводы для этого возникали и ранее: сделанное спикером турецкого парламента Исмаилом Кахраманом в апреле 2016 года заявление о необходимости новой, опирающейся на ценности ислама Конституции, вызвало широкое обсуждение и критическую реакцию. Немецкие эксперты сочли это заявление «пробным шаром» перед реальными действиями по исламизации республики. Именно тогда СМИ задались вопросом: что проповедуют в сотнях мечетей назначенные из Турции имамы, зачастую даже не говорящие по-немецки?
В опубликованном 13 февраля с.г. заявлении Союз отверг свое участие в деятельности имамов, собиравших персональные данные прихожан, переложив ответственность на Управление по делам религии Турции: «DITIB – не работодатель обвиняемых имамов. В ходе обсуждения вопроса с Диянет, осуществляющим административный контроль над ними, было предложено совместно искать пути решения данной ситуации, для того чтобы избежать ее повторения». Однако заявление не остановило проведение обысков, прошедших через два дня после его публикации. Резче зазвучала и критика в адрес DITIB: по сообщению Deutsche Welle, статс-секретарь при министре внутренних дел ФРГ Оле Шрёдер заявил в Бундестаге о необходимости проверки федеральными землями выполнения DITIB требований для религиозного союза. В случае несоответствия таким критериям само существование объединяющей сотни общин организации мусульман с 30-летней историей окажется под вопросом.
Мусульманский «шпионский» скандал не впервые разворачивается в Германии. Совсем недавно, 8 февраля, немецкий телеканал ZDF продемонстрировал документальный фильм, в котором человек под псевдонимом Игорь, представляющийся попавшим в опалу полковником ФСБ, рассказывает о том, что под видом чеченских политических беженцев Россия отправляла в Европу своих агентов. В ответ на вопросы журналистов об агентах в мусульманских общинах представители немецкого МВД заявили, что не могут сообщить о наличии доказательств их присутствия. Однако нынешняя спецоперация не только заставит немецкие власти внимательнее присматриваться к прибывающим из-за рубежа религиозным деятелям – она грозит Германии осложнением отношений как с Турцией, так и с собственной мусульманской общиной.