В повестке дня визита Майка Помпео темы, касающиеся безопасности в регионе. Фото Reuters
Сегодня директор ЦРУ Майк Помпео совершит первый официальный визит за рубеж. Пунктом назначения главы разведслужбы станет Турция, с которой у США наметились существенные разногласия. Накануне приезда Помпео президенты двух стран Дональд Трамп и Реджеп Тайип Эрдоган провели первый телефонный разговор, обсудив борьбу с терроризмом, курдский вопрос, а также фигуру проповедника Фетхуллаха Гюлена, о выдаче которого Анкара просила Вашингтон. Именно судьба Гюлена стала одним из поводов для визита Помпео.
«По информации администрации президента Турции, беседа Эрдогана и Трампа прошла в чрезвычайно позитивном ключе, атмосфере открытости», – сообщило агентство Anadolu, комментируя телефонный разговор политиков.
По его данным, турецкий лидер подчеркнул необходимость борьбы с Рабочей партией Курдистана и прекращения поддержки курдских военных формирований на севере Сирии. Как сообщается, глава Белого дома выступил за более тесное сотрудничество с турецкой стороной по региональным вопросам. Согласно источникам турецкой прессы, Эрдоган и Трамп также согласовали визит главы ЦРУ.
Издание Yeni Safak уточняет, что в повестке дня переговоров Помпео с турецкими властями стоит вопрос поддержки курдских бойцов, а также выдача Гюлена. Отметим, что именно эти пункты вызывали напряженность в американо-турецких отношениях при Бараке Обаме: Анкару возмущало нежелание его администрации выдавать беглого проповедника, обвиненного в Турции в попытке государственного переворота, и отказываться от сотрудничества с курдскими формированиями в борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ) на территории Сирии. Турецкая сторона считает их террористическими и выступает против создания курдского государства вблизи своих границ.
Как поведет себя администрация Трампа, пока неясно. Тем не менее можно сделать вывод, что турецкое руководство питает надежду на установление более тесных отношений со своим партнером по НАТО. В пользу этого свидетельствует тот факт, что Эрдоган пока не подверг резкой критике инициированные Трампом въездные ограничения для граждан некоторых стран с мусульманским населением. Напомним, что летом 2016 года Эрдоган обвинил Трампа в исламофобии и даже распорядился, чтобы имя бизнесмена было снято с его небоскреба в одном из деловых районов Стамбула.
Недавно глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу, выступая на пресс-конференции по итогам встречи со своим саудовским коллегой в Анкаре, выразил оптимизм по поводу будущего сотрудничества между турецким и американским руководством. «По поводу борьбы с ДАИШ (арабский акроним ИГ. – «НГ»), мы, то есть Турция и Саудовская Аравия, будем сотрудничать с Соединенными Штатами, – заявил министр. – Мы считаем, что с этого момента борьба будет более эффективной и что мы сможем очистить Сирию и Ирак от ДАИШ». Намекая на сирийских курдов, Чавушоглу посетовал, что предыдущая администрация США не последовала их совету не прибегать к помощи одних «террористических» групп, чтобы побороть другие «Мы сказали, что это было бы ошибкой, но не смогли их убедить», – заметил глава МИДа.
Приход нового президента США – не главный фактор перемен в американо-турецких отношениях, считают эксперты. «Основные изменения начались гораздо раньше и были инициированы турецкой стороной, – пояснила «НГ» заведующая сектором Турции Института востоковедения РАН Наталия Ульченко. – Это обозначившаяся и отчасти долгосрочная тенденция, связанная с новым поиском Турцией своей идентичности в системе международной политики, в рамках которой она выступала бы как независимый субъект. Это главное, что определяет эти изменения».
По словам аналитика, США могут улучшить отношения с Турцией, если будут учитывать ее новую «субъектность». «Если это будет учтено, то возможны разные вещи, – отметила Ульченко. – Играет роль уровень региональной безопасности. Когда проблематика обостряется, то Турция скорее всего вспомнит, что она член НАТО и ближайший стратегический союзник США».
В то же время эксперт полагает, что ответить на вопрос, выдадут ли США Гюлена в ближайшее время, с уверенностью нельзя. «Новая администрация США пока еще не успела проявить себя в вопросе борьбы с международным терроризмом, обозначить позицию, – считает Ульченко. – Устойчивая идея США состоит в том, что это нежелательно из-за отсутствия доказательств. Но если это и произойдет, то тогда будет очевидно желание углубить сотрудничество с Турцией». Впрочем, эксперт пока не видит признаков для такого поворота событий.