В Лионе Марин Ле Пен пообещала «привести Францию в порядок». Фото Reuters
Во Франции лидер ультраправой партии «Народный фронт» (НФ) Марин Ле Пен пообещала сделать своим приоритетом вопросы внутренней политики в случае, если займет президентское кресло. Такое заявление она сделала, выступая в центре Лиона. Ле Пен призвала французских избирателей брать пример с американцев и в очередной раз затронула тему исламского фундаментализма. На фоне последних скандалов с соперниками главы НФ к тезису о том, что она не сможет стать президентом Франции, следует относиться осторожно, полагают эксперты.
Всего за несколько месяцев до голосования шансы Ле Пен на победу в борьбе за Елисейский дворец существенно возросли. Причиной этому стал скандал с одним из фаворитов гонки – республиканцем Франсуа Фийоном, супругу которого заподозрили в фиктивной работе на посту парламентской ассистентки. Согласно опросу Ifop для издания Journal du Dimanche, примерно 68% французов выступили за то, чтобы консервативный политик снял свою кандидатуру с выборов. При этом всего 23% респондентов считают экс-премьера Франции «чистым», а 77% разделяют другое мнение. Исследование общественного мнения проводилось с 3 по 4 февраля.
Во время выступления в Лионе Ле Пен похвалила Великобританию за решение оставить ЕС и призвала французов последовать примеру американских избирателей, которые, отдав голоса за Дональда Трампа, «поставили свои собственные национальные интересы на первое место». Глава НФ не обошла стороной и тему терроризма. Тем более что поводом для этого стало нападение на полицейских, которое произошло возле Лувра и было совершено вооруженным мачете египтянином. «Мы не будем ждать, что французский народ привыкнет жить с терроризмом», – заявила Ле Пен, пообещав выделить значительные средства на борьбу с преступностью. «Мы не хотим жить под тиранией фундаментализма», – подчеркнула она.
В минувшие выходные была опубликована предвыборная программа руководителя НФ, которая содержит 144 пункта. Среди них обещание восстановить «четыре суверенитета»: денежный, законодательный, территориальный и экономический. В числе пунктов – противодействие терроризму и борьба с нелегальной миграцией. Также документ сулит Франции проведение референдума о выходе из еврозоны и Европейского союза.
Вероятно, Ле Пен попытается перетянуть тех избирателей, которые были у Фийона, констатируют аналитики. «Скандал с республиканцем – это первый фактор, но не единственный, – отметил в разговоре с «НГ» директор франко-российского аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен. – Ситуация меняется очень быстро. Например, за неделю социалист Бенуа Амон набрал 10 дополнительных процентов и идет почти вровень с Эмманюэлем Макроном. Динамика на левом фланге абсолютно непредсказуемая. Единственная стабильность – это рейтинг Ле Пен, который составляет около 25%. Притом что больше 80% опрошенных считают свой выбор окончательным. С этой точки зрения самый «хрупкий» рейтинг у Макрона. Фийон, по последним опросам, спустился на третье место. У него между 18 и 20%. Это отрыв в 2–3% от Макрона».
По словам эксперта, в рядах республиканцев заметно брожение из-за Фийона. «Некоторые ищут запасные варианты в лице Алена Жюппе или другого кандидата, – пояснил Дюбьен. – Хороших решений уже нет. Сюрпризы продолжаются и будут продолжаться. Нельзя точно сказать, кто будет президентом. Во втором туре вполне могут быть Ле Пен и Амон. При таком раскладе я бы осторожнее подходил к тезису, что Ле Пен не может стать президентом. Все будет зависеть от того, кто выйдет во второй тур. Я до недавних пор считал, что в 2017-м у нее нет никаких шансов, что всегда наберется 50% плюс один голос против нее. Но сейчас, с учетом, что часть электората Фийона может отойти к Ле Пен, никакой предсказуемости нет».
Парадокс в том, что теоретически дело президента Франсуа Олланда, который не смог баллотироваться из-за рекордно низких рейтингов, может продолжить его «духовный сын». «Никогда не было такой ситуации, когда президент в силу печальных итогов своего президентства не может идти на выборы, а продолжатель его дела или соучастник может. Либо в лице Амона, либо в лице Макрона», – заключил Дюбьен.