Проект Конституции российской стороне передал представитель «Демократического союза» во Франции Халед Исса. Фото РИА Новости
Курдский проект Конституции Сирии, который был передан главе МИД РФ Сергею Лаврову в Москве 27 января, предлагает установить в стране институт сопрезидентства. В документе, который оказался в распоряжении «НГ», говорится о необходимости разделить президентские полномочия между двумя лидерами обоих полов в целях гендерного равенства. Подобный принцип должен быть применен в социальной, административной и других сферах, утверждается в курдском проекте Основного закона Сирии.
«Демократический федерализм Северной Сирии устанавливает систему сопредседательства во всех политических, социальных, административных и прочих областях, – говорится в тексте документа, который также носит название общественного договора. – Он учитывает главный принцип – равная гендерная представленность». В рамках этой конституционной модели, которая дает право сирийским народам на одинаковое вовлечение в политическую жизнь, «использование насилия, манипуляции и дискриминации в отношении женщин считается преступлением, которое карается законом».
«Если курдам удастся убедить все стороны, то Сирия станет первой страной в мире, управляемой сопрезидентами, – пояснил «НГ» член Национального конгресса Курдистана Фархат Патиев. – Со стороны это может показаться странным, но ничего невозможного нет». По его словам, в общепринятой политической практике возможны изменения. «Человечество выросло из матриархата, но система рухнула, – отметил Патиев. – Оно пережило тяжелый период патриархата, но система снова на грани развала».
По словам курдского представителя, сопрезидентами Сирии, по этому проекту, не могут стать только мужчины или только женщины. Также исключена какая-либо семейная связь между двумя руководителями.
О том, сколько должен длиться один срок сопрезидента, в «драфте» Конституции не говорится. Единственное – ему запрещается занимать пост главы государства больше двух раз. Выбирать сопрезидентов в рамках этой модели должна Народная демократическая конференция, которая в данном случае схожа с коллегией выборщиков. Существенные различия с коллегией заключаются в том, что в обязанности этого многофункционального объединения должен входить контроль за работой ведомств, формулирование стратегических целей и даже объявление войны. На федеральном уровне она также берет на себя законотворческую роль.
«Курдам по духу ближе парламентская система управления, нежели президентская, – уточняет Патиев. – Парламентской системе отдается предпочтение во всех четырех частях Курдистана… Сейчас в каждом кантоне (административная единица в Сирийском Курдистане. – «НГ») свои парламент, правительство и суд, – отмечает Патиев. – Но есть эти же органы на уровне всей Рожавы (название Сирийского Курдистана. – «НГ»). На них сейчас меньше нагрузки».
В Сирийском Курдистане женщины участвуют не только в политической, но и в военной жизни. Фото Reuters |
Отличительной особенностью предложенной Сирийским Курдистаном Конституции можно считать и деление территории на кантоны, в котором есть свои административные и законодательные органы. «Каждый кантон имеет право разрабатывать и устанавливать дипломатические, экономические, социальные и культурные отношения с соседними народами и странами», если это не противоречит законодательству страны, говорится в тексте проекта. Причем политическая и социальная жизнь каждого кантона должна опираться на этнические и религиозные особенности народов, проживающих на его территории.
Военной опорой государства, по задумке, должны стать «Демократические силы Сирии» – вооруженные формирования, в состав которых входят курдские отряды народной самообороны. В настоящее время они задействованы в наступлении на сирийскую «столицу» «Исламского государства» (запрещено в РФ) – Ракку. «Они организуются отчасти самостоятельным способом в соответствии с законом о системе набора рекрутов. Их деятельность контролируется демократическим народом», – гласит проект Основного закона Сирии.
В перечне государственных принципов, который прилагается к конституционному проекту, говорится, что гражданская война в Сирии является результатом отказа президента Башара Асада и его режима поддержать демократические изменения. «Мы видим, что сирийский кризис можно решить путем восстановления республики, основанной на демократической Конституции, – гласят принципы. – Мы стремились вести диалог со всеми сирийскими политическими партиями, чтобы решить наши проблемы и определять наше будущее. Тем не менее мы были проигнорированы и исключены из всех переговоров, которые имели место до сих пор».
Проект сирийской Конституции, переданный Лаврову уполномоченным представителем партии «Демократический союз» во Франции Халедом Иссой во время визита сирийской оппозиции в Москву, был сформулирован членами Народного законодательного собрания, временного законодательного органа в Сирийском Курдистане. «В заксобрание вошли представители большинства действующих в регионе общественных и политических организаций, – пояснил Фархат Патиев. – В том числе крупнейшая из них – «Демократический союз». В рамках заксобрания были сформированы комиссия по разработке проекта Конституции и множество комитетов и комиссий, направленных на формирование законодательной основы для регулирования общественных отношений в Рожаве».