Глава Минобороны Японии Томоми Инада посетила на Гуаме базу ВВС США Andersen, чтобы ознакомиться с системой THAAD. Фото с сайта www.dvidshub.net
Южная Корея и Япония станут первыми пунктами зарубежных вояжей нового главы Пентагона Джеймса Мэттиса. Объявленная цель начинающегося сегодня визита – подтвердить верность США военным альянсам с ключевыми партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). При этом министр обороны США пообещает принять меры для укрепления оборонного потенциала Сеула и Токио в целях отражения угроз со стороны КНДР. Категорически против предстоящего размещения в регионе систем ПРО THAAD выступают Россия и Китай.
Главы оборонных ведомств Южной Кореи и Японии приветствовали предстоящий визит шефа Пентагона. Его южнокорейский коллега Хан Мин Гу высоко оценил тот факт, что Сеул станет первой союзной столицей, которую Мэттис посетит в новой должности. «Мы рады визиту главы Минобороны Джеймса Мэттиса в столь короткий срок после инаугурации нового президента США, который продемонстрировал интерес к АТР», – вторила ему министр обороны Японии Томоми Инада.
Поездке Мэттиса предшествовали контакты на высшем уровне. В ходе телефонного разговора в воскресенье Дональд Трамп и и.о. президента Республики Корея Хван Гё Ан договорились, что обе страны примут меры для укрепления совместного оборонного потенциала в целях отражения угроз со стороны КНДР. Трамп подтвердил обязательство защищать Южную Корею, в том числе «посредством обеспечения расширенного сдерживания» с применением сил и средств американского арсенала.
В ближайших планах – реализация планов развертывания американской системы ПРО THAAD, о чем Сеул и Вашингтон договорились прошлым летом. Предлогом для ее размещения в Южной Корее на постоянной основе и стало противодействие Пхеньяну.
Как известно, против реализации таких замыслов выступают Россия и Китай. В этой связи «НГ» поинтересовалась у посла Республики Корея Пак Ро Бёка, не испортит ли развертывание THAAD отношений Москвы с Сеулом.
«Во время предыдущих смен администрации США Северная Корея проводила провокационные тестовые запуски баллистических ракет и ядерные испытания. Вот и теперь США и Республика Корея вынуждены готовиться к возможным провокациям Севера. Учитывая этот момент, первый визит в Корею после вступления в должность нового министра обороны США имеет шанс послать Пхеньяну определенный сигнал», – сказал посол.
Что же касается самой системы ПРО THAAD, то, по словам Пак Ро Бёка, ее размещение следует рассматривать как обеспечение самообороны. «При этом ее развертывание в Республике Корея не имеет отношения к глобальной американской ПРО, – пояснил он. – Дальность разведки этого радара не превышает 600–800 км, а его использование нацелено только на баллистические ракеты Северной Кореи. Ракеты-перехватчики не могут быть запущены против российских межконтинентальных баллистических ракет». В общем, система THAAD не нарушает стратегических интересов России, утверждает посол.
Между тем в Японии активно изучают возможности усиления национальной ПРО потому, что развитие ракетно-ядерных программ КНДР «вышло на новый уровень угрозы». Несколько недель назад министр Инада побывала на Гуаме, где ознакомилась с размещенными там комплексами THAAD. Ожидается, что переговоры на эту тему пройдут в Токио в конце недели.
Хотя самой большой головной болью японских правящих кругов сейчас является судьба военного альянса с США, который весь послевоенный период оставался краеугольным камнем японской внешней политики и политики в сфере безопасности. Как сказал в беседе с «НГ» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, в ходе предвыборной кампании Трамп обескуражил заявлением о том, что Япония не должна бесплатно ехать в американском поезде безопасности, и Токио должен адекватно оплачивать пребывание американских войск на японской территории.
«Вопрос оплаты японцами военного присутствия США в стране остается открытым. Сейчас, по утверждениям политиков и экспертов, значимость военного альянса особенно возросла в свете усиления двух главных угроз безопасности: растущей военной, особенно военно-морской, угрозы со стороны Китая и ракетно-ядерной – со стороны Северной Кореи. Но больше всего в Токио опасаются остаться один на один с Пекином в случае, если Трамп не будет ценить военный союз с Японией в такой же степени, как это делали все предыдущие американские администрации», – отметил эксперт.
В более широком плане в Токио обеспокоены тем, что Трамп, провозгласивший курс на изоляционизм США на международной арене, может пересмотреть политику поворота в сторону АТР, провозглашенную его предшественником. Хотя, судя по первым заявлениям членов команды Трампа, это вряд ли произойдет. Наоборот, политика Вашингтона в отношении Пекина как по проблеме Тайваня, так и искусственных островов в Южно-Китайском море, похоже, ужесточается.
«Тем не менее Токио хотел бы получить от Вашингтона подтверждения верности японо-американскому военному альянса. Это и будет главной темой разговоров Мэттиса на японской земле, – сказал Кистанов. – Но самое главное заверение из уст Трампа премьер-министр Синдзо Абэ надеется получить в Вашингтоне 10 февраля. Тогда же будет окончательно прояснена позиция двух стран по поводу Транстихоокеанского партнерства в свете выхода из него США. Наряду с перспективами военного альянса это вторая наиболее жгучая проблема в отношениях между Японией и США».